Hyperpress
10.02.2017В «Женитьбе» совершенно эклектично сосуществовали гоголевские женихи в буффонадно стилизованных костюмах первой трети XIX века и современные американские полицейские, «спрыгивавшие» на сцену с киноэкрана в погоне за Чарли Чаплиным. Его экранная костюмная маска сочеталась с типовым обликом циркового Рыжего, вываливавшегося в самые неподходящие моменты из шкафа. Невеста Агафья Тихоновна (названная в спектакле мисс Агата) должна была, по замыслу, представать в купальнике, но когда актриса появилась на репетиции в великолепном собственном платье («еще более откровенном, чем любой шантанный костюм, вес в зеленых блестках»), то оно тут же было включено в спектакль как еще один эффектный самоценный трюк.
Вслед за своим товарищем, спустя год, развернул серию костюмных «аттракционов» и Эйзенштейн, включив их в веселый монтаж hyperpress по А. Островскому. Вот, к примеру, в каком виде представала Турусина. Ее роль исполнял мужчина, что открыто подчеркивалось отсутствием на нем женского парика. Украсив волосы ярко-красным и ярко-зеленым страусовыми перьями, актер облачался в юбку-кринолин и в «бюсгалтер, изготовленный из электрического бра с разноцветными стеклами и включавшийся в действие в самый пикантный момент: светился изнутри лампочками карманного фонарика, когда сцена была особенно страстной». На этом аттракционность костюма Турусиной не заканчивалась: достаточно было ей повернуться спиной к зрителям, как «в ее юбке-кринолине открывалась форточка, и клоун сообщал публике об антракте»15'.
Свой номер с костюмным аттракционом был и у Мамаевой. Она появлялась в шикарном платье этуали, отороченном по подолу и вокруг груди белым мехом, а в сцене с генералом Жоффром, на реплику «я выхожу из себя», мгновенно скидывала платье (действительно, «выходя из него» и со словами: «Караул, он меня оккупирует!» взбиралась на торчащий из-за пояса Жоффра пятиметровый акробатический перш, на самую его вершину, где застывала в эффектной позе.