Green Future
Библиотека Основы химической токсикологии

Летняя школа «Исследователь»

Теодор  2010-03-21 19:17

Летняя школа «Исследователь» - некоммерческий и негосударственный образовательный проект. Он основывается лишь на энтузиазме его участников и находится на полной самоокупаемости, что позволяет не зависеть от милости спонсоров. На данный момент образовательный процесс ведётся по следующим направлениям...

  1. Физическое направление, находящееся под эгидой Малой Академии МГУ, Российского Магнитного Общество. С руководящим составом из преподавателей, аспирантов и студентов ведущих московских университетов: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МЭИ и др.
  2. Журналистское направление, по большей части курируемое федеральным еженедельником «Русский Репортёр».
  3. Направление гуманитарно-социальных наук, под руководством работников РГГУ, МГПУ и пр.
  4. Также существует медико-экологическое проектное направление, на котором трудятся представители факультета фундаментальной медицины МГУ, РГМУ, экологического факультета РУДН.
type0.jpg/smartimagecontainer/article/get

Основные задачи

  • Поддержка одаренных старшеклассников и студентов
  • Привлечение к обучению школьников специалистов из различных сфер (академические ученые, врачи, журналисты, вузовские преподаватели и т.д.)
  • Ориентация на проектную деятельность
  • Школьников учат не «зазубривать» информацию, а уметь ее добывать, анализировать и использовать
  • Здоровый образ жизни (почти месяц школьники проводят на воздухе, осваивая основы походной жизни).

Опыт проведения

  • 2004 - Столипино (Тверская область)
  • 2005 - Костенево (Московская область)
  • 2006 - Засижье (Смоленская область)
  • 2007 - Костенево (Московская область)
  • 2008 - Рождество (Тверская область)
  • 2009 - Рождество (Тверская область)
type1.jpg/smartimagecontainer/article/get

Условия жизни в Летней школе

Участники школы живут в палаточном лагере, расположенном неподалеку от здания сельской школе.

В кабинетах школы проводятся занятия, для которых необходимы ноутбуки и прочее электронное оборудование. Остальные занятия стараемся выносить в полевые аудитории. Недалеко от лагеря расположен тенистый лес и неспешно несущая свои воды река Молога. Здание школы оборудовано котельной, так что затруднений с соблюдением норм гигиены проблем также не предвидится.

Еда готовится дежурными, под наблюдением специально назначенного заведующего питанием.

На 3-5 школьников приходится один взрослый преподаватель или куратор (аналог вожатого).

В школе постоянно присутствует врач, имеется полный набор лекарств, для любых ситуаций.

Также с местной администрацией существуют всевозможные договорённости, и в случае возникновения проблем нам может быть оказана любая помощь.

Если говорить об административном аспекте, то здесь существует чёткая иерархическая система. Тьюторы из числа студентов занимаются образовательным аспектом (помогают школьникам при затруднениях с пониманием материала и т.п.), кураторы, также из числа совершеннолетних студентов, осуществляют контроль над закреплёнными за каждым из них школьниками в бытовом аспекте – проверяют правильность постановок палатки, состояния спальных мешков и пр.

type2.JPG/smartimagecontainer/article/get

Форматы образовательной деятельности

  • Формат классической теоретической подготовки. Школьники посещают «пары», сдают теоретические и практические зачёты. После прохождения данного курса обучающийся обретает большой объём знаний в выбранной области. Знания носят «олимпиадный» характер и, хоть такой цели официально и не ставится, заметно облегчают процесс поступления в ВУЗ.
  • Формат Исследовательского проекта. Предполагает наличие научного руководителя и подотчётной ему группы. Группа может быть составлена в зависимости от сложности исследования и требуемой квалификации при выполнении самой работы, как из школьников, так и из студентов младших курсов. При подаче заявки на проведение оговариваются возможные итоги проведённой работы (создание методического пособия; презентации; проектной работы, для дальнейших выступлений на научных конференциях и т.д.). Хотя, как показывает практика, очень часто реально полученные данные и результаты их обработки намного превосходят ожидания.
  • Формат научно-исследовательской мастерской. Наиболее демократический, в плане широты исследований, проект. При создании оговаривается лишь общее направление изысканий. Предполагает участие лишь студентов старших курсов и уже созревших специалистов. Наиболее оптимальный вариант для старшего поколения «Исследователя».
  • Помимо всего вышеперечисленного «Исследователь» предлагает широкий вариатив дополнительных факультативов на самые различные тематики. Начиная с азов чайной церемонии (преподаётся дипломированным востоковедом) и заканчивая миниатюрами из жизни средневекового общества (рассказывается работницей гос. архивов с многолетним стажем). На базе Школы «Исследователь» также существует возможность проведений студенческих практик.
type.jpg/smartimagecontainer/article/get

Немного истории

Традиция проведения летних школ зародилась ещё в пятидесятые годы прошлого века, но тогда подобные мероприятия были узкоспециализированными и представляли научный интерес лишь для совсем малых групп лиц. Был хорошо развит институт дополнительного образования, и их наличие критичным отнюдь не было. Всё изменилось с началом 90х. Не мне говорить Вам о развале советской системы образования в то время. Научное сообщество таяло на глазах, и лишь отдельные школы, благодаря стойкости и смелости своих руководителей могли обеспечивать должный уровень знаний своих учеников. В это время и зародился на базе биологического факультета МГУ проект Летней Экологической Школы. Организаторами были учёные-энтузиасты, которые всеми силами старались поддержать и обеспечить необходимыми знаниями учеников средних образовательных учреждений.

Шли годы, и организация крепла, набирала в свои ряды новых научных руководителей, студентов старших курсов. Рос и контингент школьников. Трудами наших учителей удалось преодолеть образовательный кризис. Это, в свою очередь, позволило заниматься на Летней Школе более интересными проектами. Усложнялась программа, ужесточались правила набора школьников. Здесь уже не учили обычной школьной программе. Здесь в юные головы закладывалась информация гораздо более высокого уровня. Информация, как говорят сейчас, олимпиадного уровня. Это служило сильным стимулом для развития интеллекта школьников. Они становились эрудитами и гордостью своих родных школ, и, как показывает практика, без проблем поступали в лучшие ВУЗы страны.

В 2004 году произошло разделение в то время сильноразросшейся и утратившей свои прежние образовательные функции из-за административных проблем Летней Экологической Школы. Разделился проект на ЛЭШ (биологи, математики, гуманитарии) и ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (медики, физики, историко-социологическое направление). Разделение было не только решением административной проблемы, но и следствием расхождений руководителей проектов во взглядах на дальнейшие пути развития мероприятия. ЛЭШ остался верен традициям и своему теоретическому курсу, а Исследователь решил ставить акценты именно на научно-исследовательских работах своих школьников. С годами методики совершенствовались, но данное направление остаётся доминантным и по сей день.

И теперь, подводя итог своему посланию, я ещё раз подчеркиваю, что это мероприятие для школьника положительно с любой точки зрения. И я буду рад ответить на все возникшие у вас вопросы.

С уважением, директор медико-экологического проектного направления Акшинцев Артём

Помощь Новости