Профиль
- Имя:
- Eji
- Дата регистрации:
- 2008-08-25 18:33
- Ник:
- Мария Фомина
- Возраст:
- 22
Вечерняя Экологическая Школа Российского Университета Дружбы Народов предлагает вам возможность подготовки учеников и абитуриентов вашей школы к вступительным экзаменам на экологический факультет РУДН.
Возрастающее внимание во всем мире к проблемам экологии вызвано обостряющимися экологическими проблемами глобального масштаба. Острота этих проблем еще не осознана человечеством. Нередко острейшие экологические проблемы сводятся лишь к загрязнению и изменению атмосферного воздуха, водной среды, сохранению растительных сообществ и животного мира. В то же время все эти компоненты природы тесно взаимосвязаны с внешней оболочкой планеты - литосферой. Решение экологических проблем невозможно без изучения литосферы – внешней оболочки Земли. Литосфера является материальной литогенной основой биосферы – сферы живого вещества. Именно в литосфере формируются почвы, ландшафты, биосообщества. В настоящее время литосфера существенно изменяется в процессе хозяйственной деятельности человека. По этой причине в геологии сформировалось новое направление – экологическая геология или экогеология, изучающая качества литосферы в совокупности с ее экологическими функциями.
Этой статьей мне хочется прояснить, что я защищаю не только «муравьев и птиц…». В связи с открытием настоящего проекта друзья и знакомые стали мне задавать странные вопросы – «зачем сейчас нам заниматься экологией, когда есть дела поважнее, например, рост экономического благосостояния страны или прогрессирующее ухудшения здоровья населения... Не лучше ли отложить решение экологических вопросов на другие времена, а сегодня решать другие, гораздо более насущные проблемы нашей жизни?». В ответ на столь банальное видение иными людьми событий, происходящих у себя под носом сразу возникают два вопроса. Вопрос первый: понимают ли те, кто утверждает подобное, смысл слов экология и здоровье, а также их взаимосвязь? И вопрос второй: могут ли они сами похвастать своим отменным здоровьем, а также проживанием в условиях хорошей экологии? Вот на эти вопросы я и постараюсь сегодня ответить.
В последнее время все больше разгорается полемика по поводу опасной ядерной энергетики и безопасных альтернативных источников энергии. В то же время атомная энергетика по ряду показателей является более экологически безопасной, чем углеводородная. Зато как мало внимания уделяется масштабному химическому загрязнению от углеводородной энергетики.
Автор статьи, Моисеев Н.Н. своей новой статьей утверждает: человечество - часть биосферы, поэтому реализация совместного развития природы и общества - принцип коэволюции необходимое условие для обеспечения будущего или выживания человечества. В противном случае человечество ждет деградация и гибель. Непонимание обществом современной ситуации показала Конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где была совершена попытка разработки программы устойчивого развития мира. Однако на Конференции в Рио не было сказано самое главное: надо научиться сохранять не только биовиды, экосистемы и выработать основы демографической политики. Надо, наконец, поставить во главу угла всей науки коэволюции природы и общества, создав новую структуру взаимоотношений в общепланетарном масштабе.
Автор, Моисеев Н.Н. в уникальной по глубине постижения проблемы статье вскрывает главную задачу современной науки. Ответственность науки перед обществом - не претендовать на знание истины последней инстанции. Реальность бесконечно сложнее любой интерпретации. Принимая судьбоносные решения, следует избегать "тирании Истины". Это может иметь преступные последствия, что доказала наша история. Главная задача науки - предупреждать общество об опасностях, которых следует избегать, указывая границы допустимого, чего делать нельзя.
Борьба за нефтегазовые ресурсы Арктики началась. Побывав на Свальбарде, Марек Кон рассказывает о том, как, в условиях необычайно хрупкой заполярной экосистемы, климатические изменения способствуют хищнической эксплуатации ее ресурсов.
Экологические законы, по которым живет биосфера, совершенно не проявляются в человеческой культуре (или почти не проявляются). Это другая система взаимосвязей, соотношений. Все более сосредоточивая внимание на своих поделках, все сильнее и пристальнее вглядываясь в самого себя, человек перестает уделять внимание экологическим законам. Они для него становятся как бы не главными, а стало быть, не обязательными. Поскольку в созданном им культурном слое свои законы, то они и становятся основными. Начинается разделение в сознании человека этих сфер его жизни (хотя в действительности они неразделимы). Происходит переоценка их важности и одновременно - потери жизненно важной информации. Мы ведь уже давно уверены, что умение читать, писать, считать гораздо важнее умения жить на планете.
Предлагаем вашему вниманию статью Моисеева Н.Н. - известного советского ученого в области общей механики и прикладной математики. Его научные интересы были обширны и разнообразны, не ограничиваясь лишь математикой.
Моисеев возглавлял Российский национальный комитет содействия Программе ООН по охране окружающей среды, был главным редактором журнала «Экология и жизнь», преподавал на кафедре реактивной техники МВТУ им. Баумана, являлся профессором кафедры математики Московского физико-технического института, президентом МНЭПУ…
Активно интересуясь проблемами экологии и развития цивилизации, опубликовал множество трудов по формированию нового мировоззрения: гармонии человека и биосферы.
В данной статье автор осветил проблемы экологического образования и воспитания. Моисеев утверждает определяющую роль Учителя, передающего сумму накопленных знаний грядущим поколениям, в формировании экологического сознания.
Из всех форм экологической деградации наиболее отрицательное влияние на здоровье и качество жизни оказывает загрязненный атмосферный воздух. Предприятиями страны в 1999 г. было выделено 79,6 млн т загрязняющих веществ, из которых 15,7 млн поступили в окружающую среду без очистки. Количество человек, подвергающихся влиянию 10-кратного превышения ПДК опасных веществ составляет около 40-50 млн человек, 5-кратного – 55-60 млн человек. Преобладающее количество загрязняющих веществ приходится на оксид углерода, оксиды азота, формальдегид, сернистый ангидрид, углеводороды.
Статья Н.Ф. Реймерса, всемирно известного эколога, одного из создателей заповедного дела в СССР, основателя Московского независимого эколого-политологического университета - МНЭПУ, о распространенном мифе в науке: возможности бесконечной эксплуатации резервов Земли и моделирования биосферы под свои потребности.
Невозможность проектирования новой среды ввиду сложности моделирования биосферы, состоящей из миллионов биогеоценозов, блестяще доказал Реймерс своей статьей.
Столица производит ежегодно 7,8 млн т мусора. Она утилизует только 10% твердых бытовых отходов, а оставшиеся 90 идут на полигоны, где различные типы мусора, сваленные вместе, представляют серьезную угрозу экологии. При этом вместо экономически выгодной переработки металла и стекла (на которую давно перешли западные страны), сырье идет на свалки или мусоросжигающие заводы. В статье приведены цифры и факты, а также примеры того, как с этой проблемой справляются другие страны.
В настоящее время проблема твердых отходов занимает одно из главных мест в жизни каждого жителя мегаполиса. В то время как Запад в полной мере использует экологичные и экономически выгодные методы утилизации ТБО, Россия пока идет очень слабыми шагами в этом направлении. Есть, конечно, экспериментальные программы, энтузиасты занимаются новыми технологиями, инвестируют свои средства. Но власти придерживаются иных точек зрения. В то время как сжигание ТБО во многих странах Европы запрещено, (по причине того, что при сжигании происходит выделение диоксинов, фуранов, хлорированного дибензодиозона) в Москве собираются строить 6 мусоросжигающих заводов. При этом сжигание мусора - небезотходная технология, т.к. с каждой сожженой тонны отходов получается около250-300 кг токсичной золы, для захоронения которой требуется место. А строительство мусороперерабатывающего комплекса обходится дешевле, чем мусоросжигающего.
В последнее время все чаще можно услышать мнение, что, разрушив существующую биосферу, можно сконструировать новую, путем создания искусственных экосистем. Эта статья – попытка выяснить, возможно ли такое, и в чем заключается действительная миссия современной науки.
Грамотный человек, тот, которого называют образованным, пожалуй, не ответит на прямой вопрос о том, чем занимается наука экология. Трудно при детерминированности нашего мира точно вычленить суть экологии. Возможно, поэтому так легко возникает неопределенность в установлении предмета этой науки. Однако все знают, что экология изучает среду организма, стало быть, все, что к среде относится, автоматически относят к экологии. Но ведь среда - это и химия, это и физика в самых многообразных их проявлениях. В то же время экология - это не только среда, но и сам организм, в ней обитающий, а здесь и ботаника, и зоология, и даже психология с социологией. Опять сложно выделить из этих возможных составляющих экологию. И все-таки попробуем. Будем помнить, что экология не изучает конструкцию самой среды, как и конструкцию самого организма, а только их взаимодействия - законы, по которым взаимно изменяются организм и среда его обитания. Начнем со среды.
Возможность почти неограниченно черпать из окружающей среды все, что необходимо для жизни, изменила отношение к ней. Человек, не сообразуясь с трансформациями внутри этой среды, стал без разбора преобразовывать свои местообитания, делая их удобнее для себя. Большинство людей считают, что для таких действий не нужны какие-то специальные знания, достаточно ощутить собственные потребности. Экологические знания остаются привилегией небольшого числа ученых-экологов и обществу известны мало. В культуру эти знания так и не были включены. Когда техническая оснащенность человечества достигла определенного совершенства, эта мощь была направлена на извлечение из окружающей среды различного рода благ - пищи, энергии. Деятельность такого рода всегда разворачивается под одним лозунгом - "Все на благо человечества!" Начинается массированное преобразование Природы без учета последствий, без учета законов, по которым эта Природа функционирует. Происходит очередная подмена понятий. В массовом сознании считается, что Природа устроена так же, как и построенное человеком общество (социум).
...