Green Future
Eji Взаимосвязь здоровья человека и экологии Убийство Арктики

Противостояние культуры экологическим правилам

Мария Фомина  2008-09-18 01:07

Экологические законы, по которым живет биосфера, совершенно не проявляются в человеческой культуре (или почти не проявляются). Это другая система взаимосвязей, соотношений. Все более сосредоточивая внимание на своих поделках, все сильнее и пристальнее вглядываясь в самого себя, человек перестает уделять внимание экологическим законам. Они для него становятся как бы не главными, а стало быть, не обязательными. Поскольку в созданном им культурном слое свои законы, то они и становятся основными. Начинается разделение в сознании человека этих сфер его жизни (хотя в действительности они неразделимы). Происходит переоценка их важности и одновременно - потери жизненно важной информации. Мы ведь уже давно уверены, что умение читать, писать, считать гораздо важнее умения жить на планете.

Л.Н. Ердаков

Экологические правила оказываются исключенными из культуры человека. Они оставались там только в дальней истории, а позднее стали необязательными. Возможно, подмена произошла из-за того, что общение вида с окружающей средой происходит по одним законам, а общение внутри коллектива особей этого вида - по другим. Последние же взаимоотношения в сознании человека, стали главными.

Попробую развить эту мысль, то есть проиллюстрировать ее на такой категории взаимоотношений, например, как "друг - враг". Эти привычные в обществе определения легко и без всяких коррективов - люди переносят на природные взаимодействия.

В биосфере же категории "врага" и "друга", разумеется, быть не может. Там "враг" конкретного оленя - волк, ибо именно он лишил жизни этого оленя, то есть трагедия происходит на уровне особи. В то же время на популяционном уровне волк не только "друг", но даже "благодетель" своего оленьего стада. Он ведь спасает стадо от бескормицы, от заразных болезней, да без него оленям просто не выжить! Простое перенесение понятий из людских взаимоотношений в природные ситуации зовет к действию. Бей врага! А это уже приводит к нарушению равновесия в системе "хищник - жертва". Проигрывают же все четверо - олень, волк, охотник и биота тундры.

Еще более часто подмены экологических правил социальными происходят при рассмотрении понятий "добра" и "зла". В функционировании экосистем эти категории не проявляются, и, соответственно, там нет вредных и полезных организмов. Те же, кого человек воспринимает как своих пищевых конкурентов, а также животные, паразитирующие на людях или на значимых для людей организмах, некоторые потребители материалов, используемых человеком, - все они попадают в стан врагов. Автоматически (подсознательно) они сочтены нами вредными и в своих биоценозах. Человек активно борется с комарами-кровососами, донимающими в его представлении все живое. Он борется со "злом". Не дай Бог, он победит комара!

Нет житья от докучливых насекомых! Кровь сосут, укусы потом чешутся! Да еще всякие болезни своими укусами переносят. Конечно, для человека вроде бы полезнее всех этих комаров уничтожить. Вот уж, безусловно, вредные животные. Посмотрим повнимательнее.

Кровососущие животные всегда имеют в своих слюнных железах каких-либо микроскопических существ - простейших, бактерий, вирусов и обязательно заражают ими при укусах. Но много ли заразного начала в слюне комара? В той ее дозе, что проникла в ранку при укусе? Немного. Эта микродоза сродни обычной прививке. Поэтому с помощью кровососов происходит иммунизация. "Десант" заразного начала от комара или клопа невелик, организм с ним справляется довольно легко и вырабатывает антитела. Кровососы как бы дозированно приоткрывают нашу внутреннюю среду, приучая организм этими инъекциями к внешним условиям. Вспомним, в начале лета комаров очень мало, но постепенно их число растет, возрастает и количество укусов. За сезон наши организмы постепенно привыкают, а кроме того, вырабатывают антитела к очень многим инфекциям. На Дальнем Востоке энцефалитом болели испокон веку только приезжие. Местные жители были с детства иммунны к этому заболеванию. Помогали им в этом окрестные клещи и комары.

Личинками комаров кишат все мелкие водоемы, именно там выкармливается армия наших будущих мучителей. Как живут эти личинки? Они фильтруют воду, поедая мелкие взвешенные в ней частички. Благодаря им вода становится очень чистой. Сами личинки - основа жизни многочисленных хищных животных водоема, особенно мальков рыб. Умори этих личинок, начнется массовая гибель их многочисленных потребителей. Вместо красивого рыбного озера получим грязный пустой водоем.

Очень плохо, когда цветет вода. Это размножаются микроскопические водоросли и в массе погибают, их трупы отравляют воду. Личинки комаров, трудолюбиво поедая такие водоросли, сдерживают цветение воды.

Итак, комар - наш спаситель от многих инфекций, причем даже тех, о которых мы пока ничего не знаем, ибо благодаря комариным укусам мы к ним уже иммунны. Комар - прокормитель почти всего населения нашего озера и особенно тех рыб, которых мы так любим поудить. Комар - очиститель и охранитель воды в нашем озере, именно он делает воду прозрачной и вкусной.

Что касается "вредоносности" комара, то эта оценка происходит от нашей неграмотности, оттого, что мы не знали истинного положения вещей. Нужно опять заметить, что в природе нет вредных организмов. Все они без исключения делают свою работу, благодаря которой и живет природа.

Я уже высказывал несколько предположений о том, когда же возникло противостояние культуры экологическим правилам. Получается, что с самой "зари" человечества. Сначала появились рисунки на стенах пещеры, помогающие охоте, культы, переходящие в тотемизм. Затем происходило укрупнение племен, появление союзов между ними и, как следствие, рост плотности населения. Союзы племен должны были порождать огромные скопления людей в местах, где сосредоточивались структуры общественного управления. Большая плотность совершенно не годилась для человека и была серьезным экологическим нарушением. Повышение плотности влекло за собой обычные следствия: повышение агрессивности, эпидемии, а также концентрацию пищи (запасы) и привлечение пищевых конкурентов. Такая обстановка формировалась уже в восьмом тысячелетии до новой эры, когда был построен древнейший в Старом свете город - Иерихон. Чуть позже начали появляться шумерские города-государства. Укрупнение групп до племен, а далее до государств необычайно усиливает противостояние культурных законов экологическим. Усиливается расхождение социального и экологического путей. Можно даже выделить некоторые "этапы" процесса.

Для иллюстрации расхождения обсудим культурные преобразования и снабдим их экологическими пояснениями. Культурные традиции города или государства формировались для выполнения определенных важных функций. Ими определялись хлопоты, связанные с огромной концентраций населения: удержание власти человеком или группой людей (сохранить государство), обеспечения скопления людей пищей (поля, стада, или набеги на соседей за добычей), защита (содержать воинов), создание комфорта (градостроительство), концентрация производств (мастерские, промышленность). Вот главные социально существенные для горожан направления действий.

Увы, все они либо не экологические, либо даже противоречат экологическим правилам. Повышенная плотность популяции приводит к катастрофическим последствиям для нее. Обеспечение большой массой корма ведет к его концентрации, а это в свою очередь к селекции наиболее мощных пищевых конкурентов. Выращиванию пищи сопутствуют изменения ландшафта, оскудение плодородия почвы и тем самым опустынивание территории. Градостроительство - это отчуждение естественного ландшафта и превращение его в пустырь, малопригодный для обитания здесь природного биоценоза. Концентрация производства неминуемо ухудшает все показатели местообитания и делает его опасным для самого человека. Расхождение, как видим, налицо. Человек начинает действовать уже не по экологическим правилам, а по социальным, перенося их на природные комплексы.

Как мы видим, противостояние культуры экологическим правилам проявляется практически во всех действиях человека. Обратите внимание на то, что в городах вспыхивают эпидемии (например, гриппа). Они являются прямым следствием повышенной плотности населения. Плотность нужно снизить, и поэтому "включается" экологический механизм - эпидемия. Эффективно и, наверное, дешевле бороться с этими повальными болезнями, исходя из экологических соображений. Тогда надо сводить на нет причины массового заболевания. Люди же ориентируются на привычные социальные соображения. Они стараются победить следствие, не сосредоточиваясь на причине. Они лечат своих больных, не изменяя плотности их популяции. В такой стратегии отсутствует разум. Практически все человеческие затруднения, связанные с изменениями экологической обстановки, преодолимы. Для этого просто необходимо, чтобы в разрешении каждой конкретной ситуации участвовали квалифицированные экологи. Они могут в комплексе причин найти попытки нарушений экологических правил и предложить ответные меры, компенсирующие изменение среды.

Однако экологи пока все еще не востребованы обществом, и квалификация их определяется чаще всего не знанием экологии, а общественной активностью. Культурные, социальные традиции в этой обстановке всегда имеют приоритет. Именно к ним обращаются при любых обострениях экологической обстановки.

Нужно помнить, что человек необычайно активен в своей деятельности, он всегда и немедленно действует при малейшем появлении у него мысли-стимула. В своих действиях он обычно исходит из того, что природа подчиняется тем же правилам, что его племя, страна, то есть - социальным. Так учит его опыт, представления, традиция - и прочь сомнения!

К сожалению, такие, обычно разрушительные, действия в момент их планирования и начала кажутся авторам и исполнителям полезными и необходимыми. Польза их представляется настолько очевидной, что продумывать последствия преобразователи считают пустой потерей времени. Инерционность ответа среды на почти любые воздействия, маскируя результаты, также способствует активности людей. Поэтому практически невозможно доказать интенсивно разрушающему свою среду обитания сельскому жителю, что тем самым он грабит своих внуков и правнуков. Еще сложнее убедить работников целлюлозно-бумажного комбината, расположенного на берегу Байкала, в необходимости немедленного закрытия их предприятия. Байкал потерпит, а как прожить без зарплаты! Окружающая природа даже нашему современнику все еще кажется неисчерпаемой.

Комментарии
greenfuture:http://cray235.livejournal.com/
2008-09-19 01:01

Давайте тезисно.... Итак, иммунизация комарами. Как насчет болезней, к которым не возникает иммунитет? Малярия, Гепатит С, Туберкулез, ВИЧ? Перенос трех последних комарами не доказан, но тезис не лезет ни в какие ворота. Про энцефалит. Местным жителям помогали не кровососущие твари, а иммунитет матери, под прикрытием которого проходило первое заражение. Аналогичная история была с полимиелитом - полимиелит появился вместе с гигиеной, когда дети перестали контактировать с возбудителем в младенческом возрасте. В общем, тезис о "прививочной ценности комара" вызывает сомнения в профессиональной подготовке автора.

С остатком статьи все проще и сложнее. Во-1-ых автор изымает человека из экологии. И считает, что то, что можно природе нельзя человеку. Я думаю, примеры видов обрекших себя на уничтожение интересующиеся найдут сами. А во-2-ых автор не видит другой путь, который вытекает из его же рассуждений: вместо экологичного решения - решения "антиэкологичное". Давайте жить на земле как на чужой планете? Изолировавшись от недружелюбной к человеку природы. Ну пусть комары поедают там у себя в болоте кого угодно - в городе они зачем? Нам в болте ничего не надо. Гидропоника, бройлеры и биогаз, очистные сооружения - и ОК! А на природу придется ходить одев костюм бактериальной защиты. Я думаю, это наш путь, а не назад, к соснам.

Вложено:

Возможность почти неограниченно черпать из окружающей среды все, что необходимо для жизни, изменила отношение к ней. Человек, не сообразуясь с трансформациями внутри этой среды, стал без разбора преобразовывать свои местообитания, делая их удобнее для себя. Большинство людей считают, что для таких действий не нужны какие-то специальные знания, достаточно ощутить собственные потребности. Экологические знания остаются привилегией небольшого числа ученых-экологов и обществу известны мало. В культуру эти знания так и не были включены. Когда техническая оснащенность человечества достигла определенного совершенства, эта мощь была направлена на извлечение из окружающей среды различного рода благ - пищи, энергии. Деятельность такого рода всегда разворачивается под одним лозунгом - "Все на благо человечества!" Начинается массированное преобразование Природы без учета последствий, без учета законов, по которым эта Природа функционирует. Происходит очередная подмена понятий. В массовом сознании считается, что Природа устроена так же, как и построенное человеком общество (социум).

Грамотный человек, тот, которого называют образованным, пожалуй, не ответит на прямой вопрос о том, чем занимается наука экология. Трудно при детерминированности нашего мира точно вычленить суть экологии. Возможно, поэтому так легко возникает неопределенность в установлении предмета этой науки. Однако все знают, что экология изучает среду организма, стало быть, все, что к среде относится, автоматически относят к экологии. Но ведь среда - это и химия, это и физика в самых многообразных их проявлениях. В то же время экология - это не только среда, но и сам организм, в ней обитающий, а здесь и ботаника, и зоология, и даже психология с социологией. Опять сложно выделить из этих возможных составляющих экологию. И все-таки попробуем. Будем помнить, что экология не изучает конструкцию самой среды, как и конструкцию самого организма, а только их взаимодействия - законы, по которым взаимно изменяются организм и среда его обитания. Начнем со среды.

Помощь Новости