Green Future
Eji Вторичная переработка Твердых бытовых отходов в России: пути решения Экологическое состояние атмосферного воздуха в России

Способы утилизации различных видов бытовых отходов

Мария Фомина  2008-08-12 19:15

Столица производит ежегодно 7,8 млн т мусора. Она утилизует только 10% твердых бытовых отходов, а оставшиеся 90 идут на полигоны, где различные типы мусора, сваленные вместе, представляют серьезную угрозу экологии. При этом вместо экономически выгодной переработки металла и стекла (на которую давно перешли западные страны), сырье идет на свалки или мусоросжигающие заводы. В статье приведены цифры и факты, а также примеры того, как с этой проблемой справляются другие страны.

Полимерные отходы:

Ежегодно становятся причиной смерти 1 млн птиц, 100 тыс. морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. (по данным комитета ООН). Только на упаковку товаров уходит 1 млн т полиэтилена каждый год. Обычные полимеры практически не разлагаются в естественных условиях. Альтернатива – биоразлагаемые материалы (полимеры, разлагающиеся под воздействием бактерий, грибков и водорослей – по определению Международной организации по стандартизации). Получаются путем производства из органических материалов (каучука, молока, целлюлозы, зерна) или с помощью биотехнологий. В частности, большие перспективы у технологии получения биопластика на основе кукурузы, состоящей на 2/3 из целлюлозы. Упаковка из нее разлагается полностью. Например, пленка Greensack, полученная из кукурузы, полностью разлагается в почве, превращаясь в удобрение, и не токсична при сжигании. Недавно компания BASF объявила о резком увеличении производства биоразлагаемого пластика Ecoflex - смесь полистирола с целлюлозой и крахмалом(с 8 тыс. до 100 тыс.). Результатом явилось увеличение спроса до 35%. Большое будущее у технологии получения упаковки пищевых продуктов из казеина, которому легко придать форму, защищает продукты от загрязнений и повреждений.

Бумажные отходы:

уровень современной переработки макулатуры позволяет оберегать от вырубки более 75 тыс. га лесных массивов. При производстве бумаги из макулатуры, а не из древесины, выбросы в атмосферу уменьшаются на 85%, в воду – до 40%. Во всем мире проблема сбора макулатуры решается разными способами, например, в Европе используют макулатуру для утепления стен и оконных материалов, из-за ее экологической чистоты. Такой опыт есть и в России – на предприятии «Промотходы» существует оборудование для переработки макулатуры в теплоизоляционный материал. В Великобритании установлены специальные ящики, куда жители выбрасывают прочитанные газеты и журналы, откуда затем бумага идет на заводы вторичной переработки. В России из макулатуры делают в основном картон. Газетную бумагу не производят, так как нет флотаторов (оборудования для удаления краски). В связи с этим интересен опыт американской компании Chesapeake, разработавшей новый метод удаления краски из макулатуры под воздействием пара, в результате обработки которым частицы краски уменьшаются до 75 мкм, не различимых глазу.

Старые автомобили:

Страны-лидеры по авторециклингу – США и Япония. В США выручка предприятий по переработке автомобилей составила 25 млрд долл. За 2006 год. (стали, полученной путем переработки хватило бы на изготовление 13 млн новых автомобилей). В некоторых странах, например, в Швеции в стоимость автомобиля закладывается его последующая утилизация. В России, под Ногинском есть уникальный опыт рециклинга автомобилей. Сам процесс длится несколько минут: рабочие гидравлическими клешнями отсоединяют от автомобиля крышу и монтировками открепляют сиденья. Отдельно утилизуются аккумуляторы, колеса, пластик. Остальное идет под пресс.

Автомобильные покрышки:

Ежегодно производится 10 млн т покрышек. В земле разлагаются около 100 лет. Евросовет специальной директивой «О свалках» запретил их сжигание и захоронение. В России используется во всем мире уже дискредитировавший себя метод «горячей» вулканизации протектора из сырой резины на каркасе при температуре 150 ° С. Этот способ не позволяет вести ремонт металлокордовых покрышек (составляющих 70%). Альтернативой является метод «холодной» вулканизации, основанный на использовании предварительно вулканизированного протектора. Процесс происходит при температуре 100 ° С, что позволяет производить ремонт покрышек с металлокордом. Условия изготовления нового протектора (высокое давление и температура) обеспечивают его высокую плотность, сопротивление проколам и износу. Это обусловило высокий прирост объема восстановленных покрышек за рубежом. Состав покрышки: 60% резины, 11-18% - металла, 11-29% - текстиля. Резиновая крошка, полученная из покрышек может входить в состав дорожного покрытия, вместо низкокачественного битума. Такой асфальт служит до 15 лет, при этом толщина покрытия уменьшается до 3-5 см вместо обычных 6-7. Подобный опыт на московских дорогах уже есть.

Аккумуляторы:

В 2005 г. На свалку отправилось более 20 млн батарей, в которых содержатся свинцовые пластины, которые можно было бы использовать для вторичной переработки, и серная кислота в электролитах. В России не существует системы сбора старых аккумуляторов, причем пункты приема цветных металлов не стоит принимать в расчет, так как они не принимают аккумуляторы с электролитом, и содержащаяся в них серная кислота выливается в почву. В ЕС принят закон, согласно которому за утилизацию аккумуляторов обязаны платить производители автомобильной техники. В США и Европе вторичной переработке подвергаются до 90% аккумуляторов.

Строительные расходы:

в Москве 63 свалки, площадью 137 га, основным компонентом которых является строительный мусор. В 2002 г. Образовалось около 1 млн т строительных отходов в результате сноса 186 зданий. Технология утилизации имеет три этапа: подготовка к сносу (удаление линолеума, столярных изделий, труб отопления), сортировка крупногабаритных отходов, дробление кирпича и железобетона. После полной переработки отходов полученный бетонный песок можно использовать в качестве противогололедного средства, имеющего большие преимущества по сравнению с обычным песком, из-за своей низкой стоимости и экономичности (благодаря угловатой форме песчинок он меньше стирается). В Австралии используют бетон, полученный из отходов строительства, для производства строительных плит, покрытия дорог и тротуаров.

Отходы медицинских учреждений:

В России ежегодно образуются до 1 млн т медицинского мусора. Опасные отходы (инфицированный материал и радиоактивные составляющие) вывозятся вместе с бытовым мусором. Согласно требованиям ВОЗ такие отходы надлежит обеззаразить, а затем ликвидировать термическим способом. В России же используется в качестве метода утилизации захоронение на полигонах без обработки. На таможенных сладах скопилось 600 т лекарств с истекшим сроком годности, подлежащих уничтожению. В ЗАО «Плазма-тест» разработана печь для уничтожения медицинских отходов, состоящая из двух отсеков, в первом из которых при температуре от 3000 до 5000 С органические компоненты сгорают, а металл или стекло плавится. Расплавленный металл выходит в донную часть печи, образовавшиеся при сжигании газы проходят многоступенчатую очистку и выбрасываются в атмосферу.

Люминесцентные лампы:

Проблема утилизации подобных ламп чрезвычайно важна из-за содержания в них ртути. По экологическим соображениям захоронение на свалках запрещено.В Омском моторостроительном объединении создается производство по извлечению ртути из ламп без участия человека. Саранское производственное объединение «Светотехника» выпускает люминесцентные лампы, содержащие в пять раз меньше ртути. В НИИ ядерной физики им. Д.В.Скобельцына и МГУ разработан источник видимого и ультрафиолетового света без использования ртути. Источником света является открытый электрический заряд. В результате, полученное УФ-излучение можно использовать для стерилизации воздуха и воды и получения озона. Также может служить источником видимого света, для чего разработаны люминофоры, пускающие свет под воздействием УФ-излучения.

Цветные металлы:

Переработка вторичного сырья обходится в четыре раза дешевле, чем производство первичного сырья. Ежегодно на свалках Москвы оказывается от 700 до 900 тыс. алюминиевых банок. В то время как переработав 670 таких банок, можно изготовить велосипед. Также расходы на сбор и переработку вторичного металла в 25 раз меньше, чем на производство металла из руд.

Большую проблему составляет переработка электротехнических отходов, стекла.

Источник:

[1] В.М.Черепов, Ю.В.Новиков "Эколого-гигиенические проблемы среды обитания человека", Москва, 2007

Помощь Новости