Российская ядерная энергетика сегодня и завтра
2008-10-29 17:10Рывок в развитии науки и технологий, вызванный созданием ядерного оружия, позволил существенно расширить сферы энергетического применения процесса деления ядер. Были созданы атомные электростанции, ядерно-энергетические установки для подводных и надводных кораблей, космоса... Атомная энергетика встретила XXI век, оставаясь самой молодой из крупномасштабных энерговырабатывающих технологий.
Основным фактором конкурентоспособности атомной энергетики и успехов использования ядерной энергии в других сферах явился промышленный, научно-технический и кадровый потенциал, созданный при разработке ядерного оружия. Ядерная энергетика, как и любая другая современная сложная технология, воплощенная в технику, используемую человеком, связана с определенным риском для отдельной личности, общества и окружающей среды.
На ряде объектов ядерной энергетики и ядерно-топливного цикла (Уиндскейл в Великобритании, Кыштым на Урале, американская АЭС «Три-Майл-Айленл», Чернобыльская АЭС), произошли тяжелые аварии, которые явились следствием переоценки «зрелости» технологии на этапе ее ускоренного развития. Тем не менее, ядерная энергетика смогла продемонстрировать свою жизнеспособность, экологическую привлекательность и возможность безопасного и конкурентоспособного обеспечения энергопотребностей общества. Поэтому сейчас мы говорим о том, что дальнейшее её развитие возможно лишь при условии создания высокобезопасных, экологически чистых и высокоэкономичных атомных электростанций.
По мере развития ядерной энергетики естественной являлась тенденция повышения уровня безопасности ее отдельно взятых объектов. Но простое тиражирование ядерных энергоисточников, даже обладающих повышенными свойствами безопасности, приводит к росту риска от их использования. Исходя из данного положения, существенным фактором, влияющим на развитие ядерной энергетики, является разработка стратегии и тактики по отношению к действующим атомным электростанциям и их реализация на практике.
Здесь весьма важным является своевременность принятия решений либо о повышении уровня их безопасности, если этот уровень не соответствует действующим нормам, либо о снятии этих объектов с эксплуатации. Вводя новые более безопасные атомные станции и принимая решения либо о снятии с эксплуатации АЭС с блоками предыдущих поколений, либо о повышении уровня их безопасности, можно добиться стабилизации риска на определенном оптимальном уровне или даже снижения риска при интенсивном развитии ядерной энергетики.
Наиболее весомый фактор в пользу дальнейшего развития ядерной энергетики – это основанное на пользующихся доверием расчетах снижение суммарного техногенного риска при замене в топливо-энергетическом комплексе страны конкурирующих источников на ядерные. Таким образом, право на развитие имеет только безопасная ядерная энергетика, конкурентоспособная с другими энергоисточниками. Поэтому общая цель ядерной безопасности неизменно формировалась как защита отдельных лиц, общества и окружающей среды путем создания и поддержания на АЭС эффективных защитных мер от радиологической опасности.
Сегодня ядерная энергетика в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации играет системообразующую, тарифостабилизирующую и природоохранную роль. Атомные станции располагаются преимущественно в европейской части страны и обеспечивают надежный режим работы Единой энергосистемы России. Выработка электроэнергии на российских АЭС в 2005 г. составила почти 149,3 млрд. кВт.ч при коэффициенте использования установленной мощности 73,4%.
Ядерная энергетика позволяет ежегодно экономить десятки миллиардов кубометров газа, что дает возможность сдерживать тарифы на газ на внутреннем рынке, увеличивать экспорт этого ценного сырья по мировым ценам и существенно сокращать выбросы в окружающую среду продуктов сгорания органического топлива.
Вместе с тем, несмотря на успешное развитие ядерной энергетики в последние годы, имеются существенные резервы повышения ее эффективности, как за счет внутренних резервов, так и благодаря внешним резервам. Внутренние резервы – это, прежде всего, повышение коэффициента использования установленной мощности, сокращение доли расходов энергии на собственные нужды, увеличение эффективности (КПД), уменьшение удельной численности персонала и совершенствование топливных циклов.
Внешние резервы – это существенное расширение рынков сбыта, а именно использование атомной энергии для производства низко- и высокопотенциального тепла, новых энергоносителей, например водорода и др. Большое значение для отрасли имеет стратегия и соответствующая тактика развития ядерной энергетики в нашей стране, которые необходимо рассматривать как в ближнесрочной, так и в длительной перспективе. Ближнесрочное развитие энергопроизводства на АЭС должно быть осуществлено за счет модернизации и продления сроков эксплуатации энергоблоков первого поколения, достройки энергоблоков высокой и средней степени готовности, а также сооружения энергоблоков ВВЭР следующего поколения.
Модернизация и продление срока эксплуатации является наиболее дешевым способом поддержания энерговыработки, она высвобождает инвестиции для решения других задач развития. При этом процесс модернизации является полигоном для отработки новых технических решений для АЭС новых поколений. Однако продление срока эксплуатации атомных станций неминуемо приводит к повышению эксплуатационных затрат за счет старения оборудования и увеличению разрыва между растущими требованиями по безопасности и возможностями АЭС первых поколений. При этом со временем постоянно увеличивается неопределенность в получении лицензии на продление эксплуатации.
Несомненные преимущества можно получить, достраивая «замороженные» полтора десятка лет назад энергоблоки высокой и средней степени готовности, используя при этом инвестиции предыдущих лет (оборудование, подготовленную площадку и инфраструктуру). Однако в каждом конкретном случае должна быть проведена тщательная оценка экономической целесообразности достройки. Деградация оборудования и сооружений, утрата части документации, волюнтаризм в расценках ремонтно-восстановительных работ и работ по достройке приводит к большой неопределенности в оценке их стоимости.
Существенным фактором также является то, что в исходных проектах этих энергоблоков зачастую использованы уже устаревшие технологические решения, приводящие к необходимости серьезного пересмотра технических проектов и проведения модернизации в ходе достройки. Опыт достройки первого энергоблока Волгодонской АЭС и третьего энергоблока Калининской АЭС продемонстрировал серьезную недооценку инвестиций, необходимых для введения этих блоков в эксплуатацию.
Отдельным является принятие верного решения о достройке пятого блока Курской АЭС. Всесторонняя оценка как экономических, так и технических вопросов должна быть абсолютно взвешенной и учитывать все нюансы с учетом того факта, что после 2020 г. в течение примерно 30 лет этот блок будет единственным с реактором РБМК-1000. Следовательно, для его эксплуатации должна существовать отдельная линия по производству ядерного топлива, другие производства для обеспечения безопасной и конкурентоспособной работы как отдельных узлов и блоков, так и всего сложного механизма АЭС в целом.
С точки зрения ближнесрочной перспективы сооружения новых энергоблоков единственной, соответствующей мировым стандартам и готовой к реализации, является технология реакторной установки ВВЭР-1000. Разработанные проекты АЭС с ВВЭР-92 и ВВЭР-91/99 имеют высокую референтность и сегодня сооружаются в Индии и Китае. Тем не менее, существует потребность в унификации принятых технических решений путем создания объединенными усилиями проектных и конструкторских организаций единого проекта энергоблока с реакторной установкой ВВЭР для его реализации как в России, так и за рубежом.
В разрабатываемом проекте с условным названием АЭС-2006 должны быть оптимизированы два основных фактора, определяющие потребительские свойства атомной станции, – безопасность и экономическая эффективность. За счет оптимизации пассивных и активных систем безопасности и реалистической оценки их эффективности, а также улучшения термодинамических характеристик установки имеется реальная возможность увеличить мощность энергоблока, снизить удельные капиталовложения, уменьшить стоимость киловатт-часа.
Подготовленные в I квартале 2006 года технические задания на АЭС-2006 и реакторную установку позволяют в течение 2006-2007 годов провести разработку технического проекта, в котором должны быть обоснованы предлагаемые решения по повышению экономических показателей станции при её гарантированной безопасности. Разработка проекта АЭС с ВВЭР большей мощности - 1500-1600 МВт является необходимым этапом на пути развития атомной энергетики России. Параллельная разработка и реализация этих двух проектов позволит обеспечить техническую готовность для ускоренного развития атомной энергетики страны.
Стратегия использования в ближнесрочной перспективе хорошо освоенных ядерных топливных циклов водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах является необходимым условием для дальнейшего развития ядерной энергетики страны. Разработка этих проектов даст возможность сохранить научно-технический и кадровый потенциал атомной отрасли и в строго определенных условиях отработать прогрессивные схемы управления работами при проектировании и сооружении новых энергоблоков.
Значительный рост мирового энергопотребления является неизбежным в XXI веке и зависит от развития мировой экономики, роста населения и стремления к более равномерному распределению потребления энергии по регионам мира. Неравномерность распределения ресурсов органического топлива, главным образом нефти, приводит к росту напряженности на мировом энергетическом рынке. Потенциальные возможности ядерной энергетики могут существенным образом ослабить эту напряженность особенно при условии, что ядерные технологии смогут обеспечить производство водорода.
Инициатива Президента Российской Федерации В. В. Путина по энергетическому обеспечению человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты Земля, выдвинутая в ООН на саммите тысячелетия 6 сентября 2000 г., и Энергетическая стратегия России на период по 2020 года, принятая Правительством Российской Федерации 28 августа 2003 г., рассматривают ядерную энергетику с энергоблоками большой мощности как важную составляющую энергетической безопасности страны.
Одним из основных направлений, определенных Стратегией, является поиск и освоение новых технологий неуглеводородной энергетики на быстрых нейтронах. В Энергетической стратегии прямо указывается, что «долгосрочная отраслевая политика предусматривает постепенный ввод новой ядерной энерготехнологии на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом с уран-плутониевым топливом, что снимает ограничения в отношении топливного сырья».
Состояние сырьевой базы России по урану и темпы развития уранодобывающей отрасли указывают на отсутствие баланса между планируемым приростом установленных мощностей АЭС и возможностью их топливообеспечения в средне- и долгосрочной перспективе.
Одним из условий успешного ввода быстрых реакторов является развитие НИОКР в области быстрых реакторов и их топливного цикла. Это отражено в решении совместного заседания Научного совета РАН по развитию энергетики России, Научного совета РАН по атомной энергетике, НТС № 1 и НТС № 4 Федерального агентства по атомной энергии (11-12 мая 2004 г.), в котором указывается на необходимость ускоренного развития работ в области новых ядерных технологий и особенно быстрых реакторов.
В этом же документе, в частности, Росатому рекомендуется активизировать подготовку новой редакции «Стратегии атомной энергетики России в первой половине XXI века и на последующий период». В нем же указано на необходимость использования освоенных реакторных технологий (ВВЭР и БН) для выполнения Энергетической стратегии России в части наращивания мощностей атомной энергетики на период до 2020 года и выполнения задач развития атомной энергетики на принципах топливного самообеспечения.
Создание реакторов на быстрых нейтронах, способных обеспечить замыкание топливного цикла ядерной энергетики, – важный шаг к формированию типовых подходов в развитии ядерной энергетики не только в России, но и во всем мире. Разработка и реализация экономического и полноценного замкнутого ядерного топливного цикла, решающего проблемы топливного самообеспечния, экологии, радиоактивных отходов и технологические аспекты нераспространения, - сложная и долгосрочная задача мировой и российской ядерной энергетики.
Россия в настоящее время занимает ведущее место в освоении технологии реакторов на быстрых нейтронах. Быстрые реакторы с натриевым теплоносителем, пройдя сложный путь разработки, строительства и эксплуатации экспериментальных, демонстрационных и промышленных установок, показали свою работоспособность и безопасность и при дальнейшем улучшении их технико-экономических показателей. Поэтому они могут рассматриваться как подготовленные для реализации в качестве головного, а затем и серийных блоков конкурентоспособных атомных станций. Имеются также успехи в работах по созданию быстрых реакторов, использующих в качестве теплоносителя тяжелые жидкие металлы.
Ядерный топливный цикл реактора БН-800 имеет высокую технологическую готовность к сжиганию оружейного плутония в смешанном оксидном топливе - МОХ-топливе (Mixed OXide fuel), демонстрации рециклирования ядерных материалов и дальнейшему развитию. Производство МОХ-топлива для свежих и рециклированных материалов может быть создано в середине следующего десятилетия, а демонстрация замыкания топливного цикла в части использования рециклированных ядерных материалов возможна к 2020 году.
Более того, заявленная Россией позиция по плану создания реактора БН-800 с замкнутым ядерным топливным циклом должна способствовать развитию этого направления в рамках широкого международного сотрудничества.
Для своевременного и успешного развития технологии быстрых реакторов, работающих в структуре крупномасштабной ядерной энергетики с замкнутым топливным циклом, научно-технические советы № 1 и № 4 Росатома в августе 2005 года рекомендовали Федеральному агентству разработать и реализовать инновационную программу создания технологической базы замкнутого топливного цикла, обеспечивающей закрепление лидерства России в развитии технологии быстрых реакторов.
Эта программа, в частности, включает создание пилотных элементов замкнутого топливного цикла на основе сооружаемого четвертого блока Белоярской АЭС с реактором БН-800, производства для него смешанного уран-плутониевого топлива и разработку проекта головной коммерческой АЭС с быстрым натрийохлаждаемым реактором. В числе рекомендаций значится также разработка проекта и сооружение промышленной базы по производству смешанного уран-плутониевого топлива и завода по его регенерации как основных элементов замкнутого топливного цикла крупномасштабной ядерной энергетики.
Цель дальнейшей стратегии состоит в безусловной реализации до 2020 г. ближнесрочной стратегии, что позволит создать необходимый фундамент для дальнейшего перехода к крупномасштабной ядерной энергетике с замкнутым топливным циклом, способной внести существенный вклад в обеспечение энергетической безопасности и устойчивого экономического развития нашей страны.
Чтобы реализовать эту стратегию развития атомной отрасли, нужна государственная поддержка, отраженная в соответствующей государственной политике и в инвестиционной программе. Государственные гарантии при сооружении объектов ядерной энергетики позволят скомпенсировать объективные факторы, сдерживающие развитие ядерной энергетики во всем мире. При этом имеются в виду высокие удельные капиталовложения, длительный период возврата капитала и малая норма рентабельности во вложенный капитал.
Параллельно необходимо также разработать механизм принятия решения, определяющий приоритеты и реальную степень готовности к реализации многочисленных предложений разработчиков новых проектов, а также ограничить количество предлагаемых реакторных установок в инвестиционной программе. Сбалансированное использование как эволюционных проектов атомных станций, основанных на апробированных технических решениях с максимальным использованием опыта эксплуатации и баз знаний по надежности оборудования и процессам, так и инновационных проектов АЭС, основанных на внедрении новых физических подходов и технических решений, позволит обеспечить достижение требуемого уровня безопасности и экономических показателей.
Вместе с тем привлекательность немедленного внедрения в практику революционных идей должна постоянно соизмеряться с реальной их подготовленностью к внедрению. Всестороннее технико-экономическое обоснование новых идей должно удовлетворять сложившимся требованиям и требует проведения большого объема научных исследований и получения соответствующих баз знаний. Сейчас прорабатываются различные реакторные системы, имеющие характер инновационных, а иногда и революционных. В них ожидается широкое проявление свойств «самозащищенности», что является естественным продолжением тех тенденций, которые сформировались на протяжении полувекового развития ядерной энергетики.
Сегодня в реализации стратегии глубокоэшелонированной защиты реакторов повышенное внимание уделяется свойствам внутренней безопасности с приоритетом пассивных технических средств нейтрализации возможных аварий перед активными. При этом в каждой такой реакторной системе формируется свой представительный набор сценариев тяжелых аварий и соответствующих мер управления ими.
При повышении уровня внутренней безопасности ожидается облегчение набора таких мер, но, безусловно, это возможно только на основе глубоких знаний и понимания возможных процессов. Именно всё это определяет ответственное отношение к революционным инновациям, поскольку чрезмерная самонадеянность в конструировании будущих моделей не менее опасна, чем незрелость в прошлом. И поскольку ядерная энергетика относится к технологиям повышенной опасности, в ней должны работать только профессионалы высокого уровня, как управленцы, так и исполнители.
Применительно к последующему ожидаемому этапу развития ядерной энергетики Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) еще в 2001 г. был начат международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО). В 2003 г. в его рамках были сформулированы основные принципы, требования пользователей и критерии по таким инновационным реакторам и топливным циклам. Одновременно были разработаны основные принципы и требования по безопасности соответствующих ядерных установок.
Существующие на сегодня в ядерном сообществе требования по безопасности сформулированы в документах, ориентированных на эволюционные и усовершенствованные конструкции электрогенерирующих реакторных энергоблоков. «Будущие» требования распространяются как на ядерные реакторы, поступление которых в эксплуатацию ожидается в следующие 50 лет, так и связанные с ними ядерные установки топливного цикла, включающие оборудование следующего этапа, характеризуемое как инновационное.
Подразумевается, что широкое и долговременное использование атомной энергии будет основываться на стратегии топливообеспечения, включающего расширенное воспроизводство, переработку облученного ядерного топлива и рециклирование делящихся материалов, то есть на стратегии замкнутого топливного цикла на уране и тории, которая может сочетаться в отдельных регионах мира с открытым циклом.
Знания и технология постоянно совершенствуются и, естественно, следует ожидать, что требования безопасности к ядерной технологии будут меняться. Подходы к инновационным ядерным ректорам, опирающиеся сегодня, прежде всего, на опыт эксплуатации электрогенерирующих установок и распространяющиеся на инновационные установки топливного цикла, в дальнейшем будут совершенствоваться в связи с расширением сферы применения (теплоснабжение, обессоливание воды, новые промышленные направления), а также вовлечением в ядерную энергетику новых групп развивающихся стран.
Тем не менее, в документе МАГАТЭ формулируются устойчивые положения, отражающие накопленный опыт и тенденции будущего инновационного развития. В качестве всеобъемлющей стратегии в достижении основных целей и выполнении фундаментальных функций безопасности в ядерных реакторах и установках топливного цикла называется, как и в признаваемых сегодня требованиях и правилах безопасности, глубокоэшелонированная защита. При этом особое внимание обращается на необходимость достижения большей независимости различных уровней защиты, что позволяет избегать распространения отказов на последующие уровни.
Особо подчеркивается, что предотвращение аварий в будущих ядерных установках должно основываться на повышенных внутренних характеристиках безопасности. Это должно достигаться выбором физических и химических свойств ядерного топлива, теплоносителя и использованием соответствующих естественных процессов в реакторе. Термин «внутренняя безопасность» применим к отдельным характеристикам, но не к АЭС в целом. Примером внутренней безопасности по отношению к внутренним пожарам является использование негорючих материалов.
Так, реактор частично внутренне безопасен по отношению к вводу реактивности, если избыточная реактивность мала и общая обратная связь по реактивности отрицательна в результате чего оказывается невозможен большой всплеск мощности. Кроме того, реактор внутренне безопасен по отношению к потере теплоотвода, если теплота распада может быть отведена в окружающую среду теплопроводностью, тепловым излучением и естественной конвекцией без повреждения топлива. Установка топливного цикла внутренне безопасна в части критичности, если в ней не может образоваться критическая конфигурация материала и т. д.
Характеристики внутренней безопасности и пассивные противоаварийные системы повышают эффективность всех уровней глубокоэшелонированной защиты. Приоритетной всегда остается цель предотвращения аварий, за ней следует задача нейтрализации и уменьшения ее последствий.
Стратегия глубокоэшелонированной защиты, провозглашенная для реакторных установок, должна использоваться и в установках топливного цикла с учетом основных различий в источниках опасности. В таких установках потенциальная энергия, реализуемая в авариях с возникновением цепной реакции, меньше чем в реакторах, выброс радионуклидов при механических повреждениях или в результате химических процессов может быть больше, выше вероятность выхода химической энергии, а плотность мощности меньше, чем в активной зоне реактора.
При реализации в инновационных установках всей стратегии безопасности не должно возникать необходимости эвакуации или перемещения населения за пределами промышленной площадки. При этом радиационный риск от функционирования ядерной установки во всех возможных состояниях и режимах, включая эксплуатационные, аварии и снятие с эксплуатации, должен быть сопоставим с риском от других промышленных установок, используемых для аналогичных целей. В результате не должно возникать дополнительных ограничений на размещение ядерных установок по сравнению с другими промышленными объектами.
Основной целью технического регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасности процессов, производств и объектов, использующих ядерную технологию. Достижение этой цели является основой защищенности человека и окружающей среды от радиационной опасности, специфичной для ядерной технологии. Тем самым обеспечивается радиационная и ядерная безопасность человека. В международном сообществе выработаны единые подходы и методы обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. Они закреплены в международных соглашениях, в которых также участвует Российская Федерация, и которые составляют основу атомного права. Это Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.), Конвенция о физической защите ядерных материалов (1987 г.), Конвенция о ядерной безопасности (1996 г.) и Объединенная конвенция о безопасном обращении с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1998 г.).
Эти юридические документы дополняются рекомендациями таких международных организаций, как Международная комиссия по радиологической защите и Международное агентство по атомной энергии. Детальные и постоянно обновляемые документы этих организаций служат основой для соответствующих национальных документов, которые во многих случаях в практике стран, использующих атомную энергию, приобретают обязательный характер в форме норм, правил и законов.
В России базой действующей системы технического регулирования в сфере использования атомной энергии является Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», принятый в 1995 г. Он опирается на установившиеся в мире положения атомного права, фиксирует сложившиеся за весь предшествующий период отношения в этой области деятельности и соответствующие формы и методы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Существующая система технического регулирования формировалась, развивалась и отрабатывалась несколько десятилетий, и сегодня она концентрирует в себе особенности ядерной технологии, специфический характер ее ядерно-радиационной опасности, накопленный опыт нейтрализации этой опасности и учитывает возможность как гражданского, так и военного использования атомной энергии.
В направленности и целях технического регулирования в области использования атомной энергии (обеспечение ядерной и радиационной безопасности) выделяются две области регулирования: - санитарно-гигиеническая, где обеспечивается безопасное обращение с радиоактивными веществами и источниками ядерного (ионизирующего) излучения и регулируются пределы безопасного радиационного воздействия; - технологическая, где обеспечивается безопасность технологических процессов и объектов, использующих ядерную технологию. Основным содержанием опасности этих объектов является потенциальная опасность аварийного выхода радиоактивных веществ и излучения за пределы производственных сооружений. Основная цель технического регулирования в этой области – предотвратить аварийную опасность, то есть предотвратить радиационную аварию.
Основная стратегическая цель технического регулирования, вытекающая из Федерального закона «Об использовании атомной энергии» - регулирование и контроль на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии: их размещения, проектирования и конструирования, изготовления и сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
Важной частью технического регулирования в атомной энергетике является постоянно обновляемая система норм и правил, как обязательных, так и рекомендательных, и разрешительная система проведения работ. В системе обязательного нормирования верхний уровень занимают определенные законом «Об использовании атомной энергии» федеральные нормы и правила, утверждаемые полномочным органом государственной власти по перечню и процедурам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Обязательность выполнения норм ядерной и радиационной безопасности обеспечивается системой лицензирования, включающей процедуру формирования условий действия лицензий и представляющей собой основу разрешительной системы. Важнейшими принципами технического регулирования в области использования атомной энергии, отражающими основы атомного права, являются государственное управление использованием атомной энергии, а также наличие независимого от производителя продукции и оператора радиационно опасных производств и объектов контролирующего государственного органа, что обеспечивает конечную ответственность государства за безопасность использования ядерных технологий.
Введение в действие со второй половины 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании» несет опасность разрушения отработанной, эффективно действующей и постоянно совершенствующейся системы технического регулирования, обеспечивающей на практике ядерную и радиационную безопасность использования атомной энергии. Для предотвращения этой опасности необходимо внести ряд принципиальных поправок в закон «О техническом регулировании», которые предложены Федеральным агентством по атомной энергии и были подготовлены и обсуждены его Научно-техническим советом № 12.
Достижению целей ядерной и радиационной безопасности должно также способствовать совершенствование системы технического регулирования, направленное на обеспечение высокого качества и конкурентности продукции, включая сертификацию, аккредитацию участников производственного процесса, метрологическое и информационное обеспечение системы.
Ожидаемый этап инновационного развития ядерной технологии и ядерной энергетики формирует новые тенденции в мире, характеризующие требования к безопасности этой области техники, и новые цели в техническом регулировании. Характерным проявлением этого нового этапа в развитии мировой ядерной энергетики стал инициированный Президентом России и начатый в 2001 г. МАГАТЭ международный проект по инновационным реакторам и топливным циклам (INPRO). Уже сформулированы приведенные выше основные принципы и требования по безопасности ядерных установок, ожидаемых в эксплуатации в течение следующих 50 лет.
Атомная энергетика – органичная часть экономики России. Поэтому при совершенствовании её системы технического регулирования должны быть в полной мере учтены факторы реформирования экономики и развития рыночных отношений. Иначе говоря, приоритет безопасности новой технологии дополняется условием экономической целесообразности.
Следует подчеркнуть, что и в существующей системе атомного права имеются не устраненные до последнего времени пробелы, поэтому ряд законодательных актов, включая Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», требуют дальнейшего совершенствования и развития, в том числе с учетом тенденции изменения экономических отношений в нашей стране.
Для дальнейшего развития атомного права необходимо продолжить его разработку и внести дополнения в соответствии с действующими реалиями в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», а также в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части, касающейся использования атомной энергии.
Author: | заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом», доктор технических наук |
---|
Источник: Промышленные ведомости