Green Future
Alex и Квантовое Пространство Новая ксенофобическая история от М.Задорнова. Часть 1 Пилотный проект "QSL-Земля-21"

Экогуманизация современных Знаний

Alex  2009-06-20 20:32

"В настоящее время вся совокупность мыслящих сил и единиц вовлечена во всеобщее объединение посредством совместных действий внешней и внутренней сторон Земли, все части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах в единый блок вопреки тенденции этих частей к разъединению и соразмерно ей; все это совершенно естественно, если уметь видеть в этом высшую точку организации космического процесса, неизменного со времени тех далеких эпох, когда наша планета была молодой".

Тейяр де Шарден 1987

Часть 1

Со второй половины двадцатого столетия человечество стало осознавать негативные последствия своей близорукой деятельности на протяжении прошлых столетий в связи с истощением природных ресурсов. Мир столкнулся с вероятностью появления глобальных катастроф, вызванных антропогенными факторами: загрязнением окружающей среды, исчезновением флоры и фауны, разрушением естественных биогеосистем, появлением других деструктивных последствий воздействия человека на среду обитания, приведших к экологическому кризису. Наконец, часть человечества четко осознала: прогнозы изменения экологического баланса природы могут поставить под угрозу выживание самой цивилизации.

Главной причиной экологического кризиса стало господствующее несколько столетий в мире потребительское мировоззрение. В условиях обострения экологической ситуации: все более сужающимися возможностями самовосстановления природы, с одной стороны и продолжающимся антропогенным воздействием с другой стороны, особую значимость приобретает решение «экологической проблемы» на глубинном, причинном уровне.

В ходе эволюции общественного «экологического» сознания можно выделить следующие направления:

  1. Архаическое «экологическое» сознание
  2. Антропоцентрическое или потребительское «экологическое» сознание
  3. Экоцентрическое сознание. Новая эволюционная, экогуманистическая или квантовая парадигма

Четкие временные рамки отсутствуют. Древнейший этап сознания человека. (Периодизация «экологического» сознания условна)

В основе архаического мышления лежат коллективные представления об окружающем мире, передающиеся из поколения в поколение. Архаическому сознанию присуще высокая степень психологической сопричастности человека с миром природы, субъектным восприятием природы, единством прагматического и не-прагматического взаимодействия со средой обитания.

Особенности: коллективное сознание рода.

Проблема родовых отношений имеет первостепенное значение.

Отличительные черты «экологического» сознания в архаическую эпоху:

  • высокая степень совместимости человека с миром природы или признак партиципации - сопричастности. Пространственно-временное единство: части мира, рода, мистических сил, населяющих эту часть, одно не может существовать без другого;
  • субъектное восприятие объектов и явлений природы. Природа наделена «душой»;
  • единство прагматического и непрагматического взаимодействия с миром природы.

В процессе развития единство архаичного сознания с миром природы разрушается.

Включает: «экологическое» сознание эпохи античности, средневековое «экологическое» сознание, «экологическое» сознание Нового времени - картезианство.

Временные рамки: с Х-ХI в.в. до н.э. до IV-V в.в. н.э.

Начальный этап формирования современного типа общественного сознания. Первое качественное изменение сознания: чувство высокой сопричастности с окружающим миром сменилось противопоставленностью человека и природы. В античном мире стремления к гармонии, природа, оставаясь духовной ценностью, еще не совсем лишилась «души», но уже становится объектом изучения. Противоречие античного сознания: научно-логическое, объектное осмысление мира присутствует наряду с мистическим видением мира, наделенного богами и духами. Формой саморегуляции личностного поведения в античном мире выступает стыд. В основе стыда лежит страх наказания либо неодобрения общества в случае совершения неблаговидного поступка.

Отличительные черты «экологического» сознания античной эпохи:

  • противопоставленность человека и природы;
  • более субъектное, нежели объектное восприятие природы;
  • взаимодействие с природой носит не только прагматический, но и не-прагматический характер.

Временные рамки: с Vв. по ХV в.

С рождением монотеистических или «мировых» религий возникла жестко-иерархическая структура средневекового мира: «Бог-человек-природа». С возведением человека, созданного «по образу и подобию Бога» на пьедестал земного мира, кардинально изменилось взаимодействие с природой, переведенной в плоскость потребительского прагматизма. Человек, в отличие от природы наделенный «божественной душой», получает неограниченную свободу в обращении с природой, превращенной в «сырье», лишенное священного смысла.

Формой саморегуляции личностного поведения выступает совесть. Природные объекты, лишенные «души» и своей самоценности, представляют интерес лишь в той мере, в которой могут быть полезными человеку.

Отличительные черты средневекового «экологического» сознания:

  • абсолютная противопоставленность человека и природы;
  • абсолютно объектное восприятие природы, лишенной какой-либо самоценности;
  • потребительский прагматизм во взаимодействии с природой

Временные рамки: с ХVII в. по ХVIII в.

Несмотря на появление трудов Лейбница, Шеллинга, Гегеля, других мыслителей Ренессанса, признающих «душевную жизнь у всего живого» человечество последовало в экологический тупик, следуя пути, предначертанного картезианством.

Третий качественный этап формирования современного «экологического» сознания, освященное наукой связан с Р.Декартом, основоположником философского учения картезианства, ставшим одной из основ современной цивилизации. Противопоставление человека и природы достигло предельной степени отчуждения. Впитав по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, картезианская наука в ходе развития избавилась за ненадобностью от идеи самого Бога. Картезианство утвердило абсолютную ценность человеческого сознания, а ценность природы: «животных, растений – машин, лишенных внутреннего мира» - несоизмеримо ниже. По этой причине препарирование животного ничем более не отличалось от разборки механизма часов.

Природа, лишенная всякой самостоятельной ценности, стала объектом манипуляций во имя научно-технического прогресса. Конечная цель и задача картезианства: «человек – царь природы», а изобретение технических средств открывает господство человека над силами природы. Форма саморегуляции поведения определяются интересами потребительского прагматизма.

Отличительные черты «экологического» сознания Нового времени:

  • достижение максимальной степени противопоставленности человека и природы;
  • максимально-объектное восприятие природы, лишенной всякой самоценности;
  • абсолютно-прагматический характер взаимодействия с природой.

Истоки развития взаимоотношений с окружающим миром связаны с прочным утверждением в общественном сознании «парадигмы человеческой исключительности» (Human Exception Paradigm). Высшую ценность представляет человек. Только он самоценен, все остальное ценно в той мере, в которой полезно человеку. Природа – собственность человечества. «Цель взаимодействия с природой – удовлетворение прагматических: производственных, научных, других потребностей человека, в целях получения полезного продукта».

Основанное на этих принципах технократическое или «западное» сознание получило название антропоцентрического «экологического» сознания, для которого характерны постулаты:

  1. Антиэкологизм, противопоставление природы миру людей. Иерархическая картина мира, на вершине которой – человек, ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже – объекты природы, полезные для человека.
  2. Характер взаимодействия с природой определяется «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, обезличенная «окружающая среда».
  3. технологический и социальный прогресс бесконечен. Дальнейшее развитие природы - процесс, должный быть подчинен процессу развития человека.

Сущность потребительского сознания можно выразить словом: «использование природы». В современном мире антропоцентрическое «экологического» сознание пронизывает все сферы деятельности общества: хозяйственную, политическую, образовательную, др. В экономических расчетах производств учитываются категории прибыльности, конъюнктура, спрос, другие вопросы пользы для человека, в то время, как проблемы благополучия природы остаются вне рамок анализа. Даже проведение экологической экспертизы осуществляется с позиции безопасности человека, а не среды обитания.

«Экологическая» информация в СМИ преподносится в «пределах допустимых для человека, а не норм, безопасных для самой среды». Образовательные программы: по биологии, экологии, географии, другим дисциплинам, призванные воспитывать «ответственность к природе», пронизаны идеей пользы для человека, обозначенные как: «полезные ископаемые, «значение леса в народном хозяйстве», «полезные и вредные растения»…

Антропоцентрический тип сознания очень устойчив, большинство избегают информации о проблемах экологии, из опасений разрушения привычного образа мира. Для преодоления экологического кризиса необходимо рождение нового типа экологического сознания.

К альтернативному, экоцентрическому направлению нового экологического сознания относят: инвайронментальный консервационизм, русскую религиозную философию, учение о ноосфере, экологизм, универсальную этику, биоцентризм, «новую инвайронментальную парадигму».

Временные рамки: второя половина ХIХ в. - ХХ в.

Истоки нового экологического сознания на западе. Во второй половине ХIХ в., в результате осмысления причин экономического кризиса в США возникло новое экологическое сознание - американский инвайронментализм. Сущностью направления, охватившего разные науки и сферы жизни, стало осознание необходимости нового качества взаимодействия человечества со средой обитания.

Первым этапом экоцентрической тенденции развития общественного «экологического» сознания стало появление нового движения: инвайронментального консервационизма. Его представители: Паулл, Пиншо, Фернау и др. провозгласив лозунг: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период», призывали к реорганизации социальных институтов для обеспечения рационального природопользования и справедливое распределение природных ресурсов. В то же время сознание, основанное на идеях консервационизма, не претерпело качественных перемен: человек по-прежнему противопоставлен природе, воспринимая ее как объект. Во взаимоотношениях с природой доминирует прагматизм. Особенность консервационизма: «близорукий прагматизм» сменился «дальним прагматизмом» и призывами к «консервации природных ресурсов для будущих поколений».

«Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца». Н.Ф. Федоров

Во второй половине ХIХ в. представители так называемой русской религиозной философии: Н.А.Бердеяв, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский и др. обосновали необходимость новой моральной основы взаимодействия человека с природой, смены принципов развития цивилизации. Главная идея направления: Человек – составная часть Природы, Вселенной, их следует не противопоставлять, а воспринимать в единстве.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского. Термином ноосфера, предложенным французскими учеными Т.Шарденом и Э. Леруа сам В.И. Вернадский стал пользоваться в конце жизни. Он считал, что воздействие человека на окружающую среду возрастает столь быстро, что человек превращается в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в новое состояние, в сферу разума или ноосферу. Развитие окружающей среды и общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция – совместная эволюция, лишенная господства интересов одной стороны.

Другое направление инвайронментализма – экологизм, модель, возведенная на естественно-научном взаимодействии общества и природы, созвучна идеям учения о ноосфере. Экологисты Марш, Ист, Росс, Клементс, Леопольд и др., выдвинули три основные идеи:

  • идею экосистемного холизма: «разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенству биологического сообщества; неразумно все то, что стремится к обратному»;
  • идею морального сообщества: перенос норм морали на элементы экосистемы на уровне популяций, видов, но не отдельных особей;
  • идею создания принципиально новой экологической этики, соответствующей, как «природе человека», так и «законам окружающей среды».

В целом, новое направление экологического сознания, включающее: русскую религиозную философию, учение о ноосфере и экологизм обосновали необходимость единства человека и природы, формируя представление о непрагматической ценности природы. Но одновременно в этих учениях сохранялось и объектное восприятие природы.

Большую роль в формирование нового типа экологического сознания и преодоление взгляда на природу как на объект человеческих манипуляций внесло учение универсальной этики: Ее представители: Торо, Ганди, Швейцер, др. не проводят в ценностном отношении разграничение между человеком и природой: жизнь насекомого столь же самоценна, как и жизнь человека, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек.

Идеи универсальной этики стали основой другого направления инвайронментализма, биоцентризма, основанного на принципах естественного порядка мира. В мире все движется в соответствии с естественным законом, поддерживая самый совершенный баланс, пока не появляется человек со всем его «невежеством и самонадеянностью», утверждают его последователи. Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное, наделенное духовными качествами сущность, воплощающую в себе главные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного.

Биоцентристы: Эмерсон, Кэтлин, Лоу, Олмстед, Элист и др. выдвинули три основные идеи:

  1. Синкретичность или единство мира. Мир – это единое целое, поэтому не существует разделения субъекта и объекта, «человеческого» и «не-человеческого».
  2. Биосферный эгалитаризм или равенство. Провозглашение равной, присущей всем самоценности и права всех живых существ жить и процветать.
  3. Принцип экологического самообеспечения. Отказ от дальнейшего развития ради повышения стандартов жизни. Использование природных ресурсов только в пределах, необходимых для самообеспечения вида. Стандарты потребления должны быть резко снижены, а качество жизни как удовлетворение духовных потребностей - улучшено.

Экологическому сознанию, основанному на идеях универсальной этики и биоцентризма присуще высокая степень сопричастности человека с окружающим миром, ее субъектным восприятием, доминированием непрагматического взаимодействия с природой. В целом различные направления инвайронментализма явились предпосылками возникновения нового типа общественного экологического сознания.

Временные рамки: 70-ые годы ХХ в.

Экогуманистическое сознание, включающее различные аспекты бытия: экологию разума, общенравственные и общекультурные ценности всего мира.

Почти четыре столетия экстенсивного развития западной цивилизации, обусловленное колонизацией земель и созданием новых технологий добычи энергоресурсов создали иллюзию бесконечного прогресса. Но в 70-ые годы двадцатого века, в связи с ростом цен на энергоресурсы в период «нефтяного кризиса» стали рубежом в развитии западного сознания, связанным с осознанием того, что век изобилия сменится веком пост-изобилия. Возникшая в США в начале 30-х годов под впечатлением «великой депрессии» идея пределов роста стала обретать все больше последователей, озабоченных проблемой «экологического дефицита».

Специалисты предсказывают: экологический дефицит, ограничив доступ людей к средствам жизнеобеспечения в глобальных масштабах, вызовет ситуацию паники, по принципу: «каждый за себя». Обострение конкуренции за ресурсы приведет к разрыву связей, девальвации нравственных ценностей и вероятности насильственного перераспределения природных ресурсов.

Все эти факторы с неизбежностью ставят вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с миром природы. Осознание того, что потребительское сознание завело в тупик, став причиной масштабного кризиса, привело к появлению «новой инвайронментальной парадигмы». Тенденция ее развития включает отсутствие противопоставления человека и природы и соблюдение баланса прагматического и не-прагматического взаимодействия с миром, в т.ч.:

  1. человек, обладая научными, культурными характеристиками, остается одним из множества взаимозависимых видов на Земле, включенных в глобально-единую экологическую систему.
  1. человек живет не только в социальном, но и природном контексте, что налагает на его деятельность ограничения.
  1. экологические законы не утрачивают для человека своей обязательности.

Отличительные черты:

  1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы.

Человек, хотя и обладает культурой, знанием, технологиями, но остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую экологическую систему. Природа признается изначально самоценным, имеющей право на существование вне зависимости от полезности или бесполезности для человека. Человек – не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

  1. Отказ от иерархической картины мира. Человек не обладает какими-то особыми привилегиями на том основании, что наделен разумом, наоборот, разумность налагает на человека дополнительные обязанности по отношению к окружающему миру. Человек живет не только в социальном, но и природном контексте, что налагает на его деятельность определенные физические и биологические ограничения. Мир людей не противопоставлен миру природу, они оба – элементы единой системы.
  2. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
  3. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
  4. Взаимодействие с природными объектами как с полноправными субъектами-партнерами.
  5. Этические нормы и правила распространяются: на взаимодействие между людей и взаимодействие с миром природы.
  6. Развитие человека и природы - процесс коэволюции - взаимовыгодного единства.
  7. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

«Человечеству, для того, чтобы обеспечить свое будущее, предстоит смена нравственных принципов столь же глубокая, какая произошла на заре становления общества, когда нормы поведения в ордах неоантропов сменились человеческой моралью». Н.Н. Моисеев

Временные рамки: ХХI век – III тысячелетие

Новая модель развития человеческого общества при переходе от эпохи потребительского сознания: насилия, мракобесия, эгоизма, хищнических грабежей ресурсов - к информационной эпохе, возведенной на универсальных, экогуманистических ценностях, ненасилии, созидающей гармонии мира. Включает создание принципиально новых, квантовых знаний и программ, имеющих приоритетом прогнозы, предвидение, предупреждение угроз и рисков для выживания цивилизации. Новая модель развития следует принципам: открытости, доступности, щедрости к миру, а также минимализма потребления-отказа от грабежей природных ресурсов, ненасилия - отказа от войн и поиск компромисса при решении любого конфликта. Охватывает различные аспекты бытия: экологию разума, нравственные и общекультурные ценности и позитивно-накопленный опыт человечества.

Утверждение новой экогуманистической или квантовой модели развития взаимоотношений в мире, основанной на универсальных ценностях, в т.ч.:

  • формирование гармонично-развитой личности, совершенной физически и нравственно, владеющей позитивно-информационным объемом знаний, накопленным человечеством;
  • взаимодействие нравственно-зрелой личности с окружающим миром - природными объектами на принципах экологии разума, как с полноправными субъектами-партнерами;
  • формирование нравственно-зрелого человеческого сообщества на принципах экогуманизации всех сфер взаимоотношений в обществе и, прежде всего, системы современных знаний: воспитания образования и просвещения - для преодоления глобальных угроз и рисков в ХХI веке.

Основные принципы новой эволюционной, экогуманистической или квантовой парадигмы

  1. Формирование новой эволюционной, экогуманистической или квантовой парадигмы, основанной на универсальных ценностях опыта и знаний цивилизации для устранения причин и следствий глобальных угроз и вызовов цивилизации;
  • признание исключительной ценностью естественное право человека на безопасную, свободную жизнь и здоровье;
  • своевременное информирование населения о состоянии окружающей среды, о грозящих им или природе опасностях и способах преодоления экологического кризиса;
  • признание естественных прав человека на свободное развитие, право выбора, достоинство личности;
  • сохранение ресурсов планеты, предотвращение дальнейшей деградации и восстановление окружающей среды;
  • утверждение в мире новых экогуманистических, универсальных ценностей и установок поведения;
  • устранение глубинных, социально-культурных истоков любого насилия;
  • преодоление всех форм расово-этнической дискриминации, ксенофобии, неонацизма как атрибутов деградации человека и социума, ведущие в эволюционный тупик;
  • утверждение толерантности - терпимости в межкультурном диалоге;
  • поощрение практического применения квантовых знаний;
  • осознание самим обществом важности приобретения экогуманистических знаний в целях достижения сохранения среды обитания, личной безопасности и гармонизации мира в быстро изменяющихся реалиях глобального информационного сообщества;
  • превращение новой, экогуманистической системы знаний в убеждение мировоззренческого типа.

Развитие универсального, квантового мировоззрения влечет кардинальный переворот сознания человека и общества. В новой модели мира человеку и обществу предстоит отказаться от представлений о себе как о «царе природы», вернув законное место эволюционным принципам и универсальным квантовым ценностям.

научные прогнозы, человек и среда обитания, потребительское мировоззрение, антропогенное воздействие, истощение ресурсов, экологический дефицит, экологическое сознание, ноосфера, духовность, новая инвайронментальная парадигма; социальное самочувствие, мракобесие, ксенофобия, агрессия, насилие, конфликты, глобализация, терроризм, миротворческая миссия, ООН, конференции; эволюция, нравственность, экогуманистические ценности, ненасилие, стабильное общество, информационное сообщество, новые знания, новая наука, новое общество, новое воспитание, новое образование, инновационные технологии, другая дипломатия, другой мир, новые проекты, компромиссы, щедрость к миру, минимализм потребления, качество продуктов, новое качество жизни, универсальные принципы, квантовое сознание, толерантность, новое устройство мира, созидающая цивилизация.

  1. Глобальные угрозы и риски: анализ сценариев
  2. Эпоха новой дипломатии
  3. Пилотный проект «QSL-Земля-21"
  4. Приложение 1 к Пилотному проекту «QSL-Земля-21"- Проект I
  5. Приложение 2 к Пилотному проекту «QSL-Земля-21"- Проект II
  6. Экогуманизация современных знаний. Часть 1
  7. Экогуманизация современных знаний. Часть 2
  8. Экогуманизация современных знаний. Часть 3

  1. Стокгольмская Конференция ООН, 1972:
  2. Тбилисская Конференция ООН, 1977:
  3. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, 1992:
  4. Конференция ООН в Йоханнесбурге, 2002:
  5. Архусская Конвенция:

6. «Программа: «Оценка экосистем на пороге тысячелетия» - ОЭ»:

7. «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, Вильнюс, 2005»:

  1. Ежегодник ООН «Индекс развития человеческого потенциала»:

9. Таблицы показателей: к «Докладу о развитии человека»:

10.Доклад: «Глобальное потепление приведет к глобальной экономической катастрофе»

11. Доклад о мировом развитии 2000/2001: Наступление на бедность

  1. Состояние мира 2002. Доклады Института Всемирной вахты:
  2. Доклад о развитии человека на 2003 год:
  3. Заявления: «Ученые планеты переводят вперед Часы Апокалипсиса»
  4. «Ученые предрекли Земле катаклизмы»:
  5. «Environmental Studies» - Движение по защите окружающей среды
  6. Международная Хартия Земли; Международный Совет; Инициативы Хартии Земли
  7. Доклад Юнеско «О ситуации с образованием в мире»:
  8. «Наше общее будущее». Доклад Комиссии Г. Брундтланд по окружающей среде и развитию (МКОСР):

Список литературы:

  1. Бейтсон Г.: «Шаги в направлении экологии разума»

2. Браун Л.: «Как создать экономику, оберегающую планету»

  1. Браун Л.: «Созидание устойчивого общества»
  2. Брундтланд Г.: «Глобальная перестройка. Один мир для всех: контуры глобального сознания»
  3. Бостром Н., Чиркович М.: «Риски глобальной катастрофы»
  4. Вернадский В.И.: "Успехи современной биологии"
  5. Вернадский В.И.: «Афтотрофность человечества»
  6. Гендерсон Г. «Создание альтернативных будущностей»

9. Глазачев С.Н., Глазачев О.С. "Экологическая культура: расширенный взгляд на мир"

  1. Горбачев М. С. "Мой Манифест Земле"

11. Данилов-Данильян В., Лосев К., Рейф И. - "Перед главным вызовом цивилизации"

12. Дорст Ж. «До того, как умрет природа»

13. Кондорс Ж. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»

  1. Майор Федерико: «Наука и образование на пороге третьего тысячелетия»
  2. Марфенин Н.Н. «Устойчивое развитие человечества»
  3. Медоуз Д. «Пределы роста»:

17. Месарович, Пестель «Человечество на поворотном пути»:

  1. Моисеев Н.Н. «Современный рационализм»
  2. Моисеев Н.Н. «Кризис современного образования»:

20.Моисеев Н.Н. «О необходимых чертах цивилизации будущего»:

  1. Моисеев Н.Н. «Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века»:

22.МоисеевН.Н. «Человечество на пороге ХХI века. Обращение»:

  1. Найсбитт Д. «Мегатренды»
  2. Осборн Ф. «Наша разграбленная природа»
  3. Парсон Р. «Природа предъявляет счет»
  4. Печчеи А. «Человеческие качества»:
  5. Роджерс К. ЧТО ЗНАЧИТ "СТАНОВИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ"
  6. Роджерс К. Полноценно функционирующий ЧЕЛОВЕК":
  7. Савельева И.М. «Альтернативный мир: модели и идеалы»:
  8. Тоффлер Э. «Футурошок»:
  9. Тинберген Я. «Пересмотр международного порядка
  10. Уэллс Г. «Разум у своего предела»
  11. Франкл В. «Человек в поисках смысла Москва»

  1. Франкл В. «Духовность, свобода и ответственность»
  2. Франкл В. СКАЗАТЬ ЖИЗНИ "ДА" (Психолог в концлагере)

36. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. «Абрахам Маслоу и психология самоактуализации»

  1. Форрестор Д. «Мировая динамика»:
  2. Фромм Э.: «Иметь или быть?»:
  3. Швейцер А.: "Благоговение перед жизнью":

Теги: Цивилизация Прогнозы человек и среда обитания антропогенное воздействие экологический кризис истощение природных ресурсов глобальные катастрофы загрязнение окружающей среды разрушение биогеосистем потребительское мировоззрение охрана природы экологическое сознание Ноосфера Нравственность Духовность Новая инвайронментальная парадигма Экологический дефицит Универсальные принципы Квантовое сознание

Помощь Новости