Green Future
Alex и Квантовое Пространство Что на дне Волги? Деятельность человека приближает шестое вымирание всей жизни на Земле

Новая мировая парадигма ХХI века

Alex  2009-01-15 13:13

Полное название: Новая эволюционная экогуманистическая парадигма ХХI века

«Движение в защиту окружающей среды может выжить только в том случае, если оно станет движением за справедливость. Оставаясь чисто экологическим движением, оно либо погибнет, либо сохранится как «фиговый листок» для корпораций. Ни один искренний защитник окружающей среды не согласится на эту роль. Но перед движением откроется бесчисленное множество возможностей, если оно будет сочетать и экологическое направление, и борьбу за справедливость». Вандана Шива

На 19 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН несколько стран: Бразилия, Германия, Сингапур и ЮАР выдвинули заявление о необходимости создания нового международного органа в целях охраны окружающей среды. Только ли среда обитания нуждается в защите? Сегодня в защите нуждается не только среда обитания, но и все земное сообщество, продолжающее жить по средневековым обычаям диктата силы, акций устрашения и кулачного права.

В условиях глобального кризиса проявилась неспособность современной цивилизации справиться с проблемами, рожденными ею же самой. Жажда эгоистически-хищнической, потребительской модели завела мир в тупик. Расплата за это: жизнь людей проходит в нескончаемых войнах и страданиях. Отсутствие в земном доме универсальных законов и механизмов их обеспечения привело ряд государств во имя сохранения статус-кво на грань всеобщего помешательства. Конфликты последнего времени, в т.ч. жесткая конкуренция за ресурсный потенциал и новая эскалация вооружений и противостояний, для сохранения доминирующего положения в мире направляют цивилизацию к последней агонии: биосферной катастрофе и всеобщей гибели.

Часть мирового сообщества, осознав, что попало в капкан ложного пути, силится вырваться из него. Они возлагают надежды на «экологические» саммиты и конференции, куда слетаются главы государств, о чем-то говорят, что-то подписывают и разлетаются до следующего раза. В итоге - новые расходы и загрязнение природы, включая топливо для заправки самолетов, доставляющих многотысячные толпы гостей на саммиты, средства для их содержания в отелях, выхлопные газы и др. А результатов от подобных мероприятий по-прежнему нет. Эти форумы придуманы для отвода глаз людей, обеспокоенных хаотичным развитием цивилизации?

На протяжении долгих десятилетий все еще не приняты соглашения, способные остановить войны и грабежи ресурсов, дать возможность всем, а не только избранным право выбора на достойную жизнь. Существует ли реальное желание на «высшем уровне» выйти из глобального кризиса и направление цивилизации в позитивное, стабильно-благополучное русло? В чем причина происходящего? Проблемы, придуманные самими людьми, стали столь неразрешимы? А может, вовсе и нет никакого желания их решать? Еще Лавуазье говорил: "Нет не решаемых проблем, есть не принятые решения". Совершим небольшой экскурс в недавнее прошлое.

Человечество долго и терпеливо ждет часа возрождения в целях сохранения себя как вида. Попытки повернуть в цивилизованное русло хищнически-потребительскую модель развития были предприняты еще с середины двадцатого столетия. Основные вехи этого пути оставили след в документах, принятых усилиями мирового сообщества:

  • 1948 год - принята Всеобщая Декларация прав человека
  • 1955 год - Манифест Рассела-Энштейна заложил деятельность Пагуошского движения ученых за безопасный мир и контроль над ядерными вооружениями
  • 1972 год - Конференция ООН по окружающей среде в Стокгольме
  • 1989 год - Европейская Хартия по окружающей среде и здоровью
  • 1992 год - Конференция ООН в Рио-де-Жанейро. Попытка принятия парадигмы: Sustainable Development, получившая известность как устойчивое развитие человеческой популяции, не разрушающее биосферную нишу
  • 1999 год - Декларация Совещания государств-участников Конвенции о запрете применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожении
  • 2000 год - Саммит Тысячелетия. Декларация Тысячелетия
  • 2001 год - Конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)
  • 2002 год - Всемирный саммит в Йоханнесбурге
  • 2003 год - Хартия Земли
  • 2005 год - Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)
  • 2006 год - Конференция по изменению климата
  • 2007 год - Конференция по изменению климата
  • 2008 года - CEO Climate Policy Recommendations to G8 Leaders. Проект геоклимат - программный документ глав 100 крупнейших корпораций планеты. Мировая бизнес-элита предложила странам «большой восьмерки» меры для борьбы с глобальным потеплением на саммите в Копенгагене в конце 2009 года.

Чего ждать дальше? Саммита Четвертого Тысячелетия? Только с кем ООН будет встречать следующий саммит? Аккрский раунд переговоров ООН 2008 года по изменению климата начался с предупреждения: время уже пошло.

Одной из причин современного масштабного кризиса стало продолжение индустриально-потребительской модели прошлого. Развитие по устаревшему деструктивному сценарию продолжается в то время, когда человечество входит в стадию создания глобального информационного сообщества. Существующая система знаний, возведенная на ложном фундаменте искусственного разделения науки и мира, доступная ограниченному количеству людей, весьма далека от совершенства. В итоге все мировое сообщество пожинает ядовитые плоды потребительской модели прошлых эпох в новом тысячелетии.

Отсутствие у большей части людей доступа к хранилищу знаний и накопленного человечеством опыта имеет негативные последствия, усугубляя разобщение мира. В итоге из «элитарных школ и университетов» выходят политики, дипломаты, ученые, военные, бизнесмены… Охваченные болезнью эгоизма, консерватизма и потребительского мировоззрения, они состязаются в погоне за иллюзорно-призрачными, мнимыми ценностями и целями: Славой, Властью, Могуществом, Деньгами. На своем пути они следуют не научно обоснованным целям и задачам, а выбирают случайные: научные, политические, военные, социальные, экономические и иные цели, приносящие кратковременную выгоду. Для достижения мнимых целей они ставят над миром эксперименты с непредсказуемо-опасными последствиями.

По этой причине:
политические деятели продолжают искать «национальные идеи», по-прежнему делят и не могут поделить Землю, разделяя ее барьерами и распыляя ресурсы планеты на их укрепление. Они ведут упорные войны за Землю, словно планета – продукт, сотворенный ими самолично, взамен укрепления и защиты биосферы - общего дома всей человеческой семьи.

Дипломаты преимущественно играют в игры «с нулевой суммой, где выигрыш одного участника равен проигрышу другого, и поэтому сумма выигрышей равна нулю». Они продолжают «политический торг», в процессе которого каждая сторона при помощи своих действий стремится получить максимальный выигрыш за счет соперника или соперников.

Ученые продолжают амбициозные состязания в опережении друг друга «в сфере высоких технологий». Они не задаются вопросом: к каким последствиям приведут их «изобретения» спустя десятилетия для всего человечества? Ученые не дают гарантий безопасности и не несут ответственности за последствия своих «инновационных проектов» перед мировым сообществом.

Бизнесмены продолжают состязания в погоне за безграничной наживой, не задумываясь о том, что уничтожают окружающий мир и здоровье большинства людей токсичными испарениями, излучениями и ядами своих «преуспевающих производств». При этом в обществах с низким уровнем экологического развития доступ к эксплуатации природных ресурсов сопровождается искусственным процессом маргинализации «зеленых» ценностей.

Военные, продолжая смотреть на мир сквозь прицелы новейших видов оружия, готовы разнести в клочья любой уголок Земли, а если придется, то пустить под откос ядерного апокалипсиса и всю планету. Террористы разного толка стремятся уничтожить человеческий мир по своему усмотрению.

На этом, колоссально-деструктивном фоне происходит «демонизация» части общества. Преступность, в том числе в молодежной среде, принимает новые извращенные черты. Оборотной стороной деструктивной продукции масс-медиа становится нравственное разложение общества. Доступность оружия, разрушительная продукция масс-медиа, в т.ч. кино, видео фильмов, компьютерные игры и др., возведенные на потенциале дикого, первобытного насилия, жестокости, сексуальных извращений, при отсутствии в системе приобретения знаний экогуманистического воспитания и образования привела к волне новых трагедий. Немотивированная агрессия проявляется в виде убийств, совершаемых «серийными убийцами – маньяками», других беспричинно-массовых убийств людей, в т.ч. на почве ксенофобии - разделения мира на «своих» и «чужих», а также проявлений не менее чудовищного синдрома «школьных расстрелов».

В это время рядовые потребители, равнодушные ко всему, кроме поглощения «благ цивилизации», продолжают превращение среды обитания в мусорную свалку, растущую «до небес». Такова деструктивная изнанка старого пути хищнического поглощения ресурсов, безграничного роста производства и потребления и основанная на этом ложном фундаменте устаревшая система знаний.

Масштабный кризис, охвативший весь мир, стал следствием главного, духовного кризиса. Незримый кризис души, подобно смертоносному вирусу, разъедая общество изнутри, проявляется наружу кровоточащими социальными язвами и пороками, разрушая стабильную жизнь людей. В истоках духовного кризиса лежит болезни эгоизма, инерции консерватизма и хищнически-потребительское мировоззрение части общества, взращенного устаревшей моделью развития.

Пристрастия эгоизма - опасной болезни души, состоят из: жадности, мести, амбиций, глупости при полном равнодушии к судьбе других и мира. По причине эгоизма в обществе, где «нет средств» для решения безотлагательных проблем, неожиданно находятся «миллиарды» помпезным проектам, спортивным и другим состязаниям – для утоления амбиций тщеславия. Инерция консерватизма следует традиции старого: «всегда так жили». Хищнически-потребительское мировоззрение избирает корыстный принцип: «бери от жизни и природы все», а «после нас - хоть потоп».

В таком направлении: эгоизма, консерватизма и хищнически-потребительского мировоззрения продолжает развитие общество, следуя по инерции ложным принципам прошлой эпохи: закрытости и элитарности - превосходства «избранных» над другими. По сути, старая модель развития ведет к деградации и вырождению современного общества.

Ученые и политики, не зная, как решить проблемы эволюционного тупика, передали рожденный ими глобальный хаос будущим поколениям. Цивилизация продолжает стихийно-хаотическое развитие, погрязая в болоте как старых, так и новых бессмысленных гонок и состязаний, амбициозных проектов, обещающих опережение «противников в сфере высоких технологий» и "получить большее количество энергии". Решая проблему нехватку энергии, ученые одновременно рождают другую проблему - нарушение теплового баланса Земли, чреватое более опасными последствиями.

Состязание ученых в сфере «высоких технологий» не менее опасны, нежели бессмысленные конфронтации политиков в военном противостоянии. Следуя по пути «проб и ошибок», ввиду отсутствия: научного прогнозирования, знаний и опыта при решении глобальных проблем, ученые продолжают направлять «научно-технический прогресс» мимо целей благополучия человечества, не заботясь о последствиях своих «великих открытий и изобретений».

Все это привело к ускоренному истощению ресурсов, а также к усугублению проявлений духовного кризиса общества. Поколение, кому достанется хаос, рожденный безответственными учеными и политиками прошлых столетий, в виде дефицита ресурсов и стабильной жизни, уже появилось на Земле. Как новому поколению обрести сегодня выход из западни эволюционного тупика?

В состоянии ли хомосапиенс, осмыслив свое подлинное место в биосфере, достигнуть цивилизационного уровня стабильности и гармонии хотя бы пчелиного роя? Пчелы, в отличие от людей, не накапливают оружие, способное взорвать собственный улей. Они следуют универсальным законам улья во имя созидающей цели, ради чего появляются в этом мире. Сообща собирая питательный нектар, пчелиное сообщество приносит благо и себе и миру. Может ли хомосапиенс, следуя универсальным ценностям жизни, сохранить себя как вид либо его ждет деградация и крах? Человечество еще никогда не жило по универсальным законам общего дома. Пришло время сделать осознанный выбор цели жизни.

Незнание законов мира, где упорно состязаются, продолжая ожесточенно-нелепые битвы за мир, где все они: политики, дипломаты, ученые, военные, бизнесмены и пр. есть лишь временные гости, подтверждает насущную необходимость смены разрушительной модели развития, заведшую современную цивилизацию в глубочайший тупик. Выживание возможно с отказом от мракобесия средневековой модели: диктата силы, состязаний гонок вооружений и принципа «снятия сливок» - безграничного экономического роста ради безграничного потребления, добровольного отказа от всего, что ведет к уничтожению ресурсов природы и деградации мирового сообщества.

Человечество стоит на пороге глубоких внутренних перемен: создания глобального информационного сообщества. Доступность, совместимость, повсеместное применение новых технологий, возможность хранения в цифровом виде и практического применения привели к прорыву информационных технологий - ИТ во всех сферах жизни. Преимущества новых технологий, с переходом от разобщения к интеграции мира открывают небывалые возможности для процветания глобального информационного сообщества в новом тысячелетии.

Качество жизни, стабильность, процветание мира во многом станут зависеть от того, войдут ли различные регионы планеты в пространство освоения позитивных технологий, став равноправными партнерами. Для ускорения процесса стабильного развития глобального информационного сообщества необходимо создание и повсеместное внедрение позитивно-информационных проектов, и, прежде всего в сфере динамичного развития научно-образовательного пространства «вне границ».

Новая эпоха открывает возможность утверждения на Земле, все еще терзаемой хаосом грабежей и войн новой эволюционной модели на универсальных, экогуманистических принципах. Этого требует выживание в новую эпоху.

Выживание возможно с утверждением в мире новой эволюционной, экогуманистической модели, следующей универсальным ценностям жизни. Высшей ценностью этой эпохи становится приоритет естественных прав, свобода выбора и жизнь в гармонии с биосферой. Новое мировоззрение приходит с осознанием: человечество - часть биосферы и ему, подобно другим видам, тоже надлежит жить с окружающим миром и другими обитателями по единым законам общего дома.

Утверждение новой эволюционной модели достигается, с одной стороны - экогуманизацией современной системы знаний, с другой – добровольным внедрением универсальных ценностей жизни во все сферы жизни общества. Особенность новой эпохи - осознание каждым себя неотъемлемой частью единого организма – Биосферы Земли. Сегодня принятие ответственности каждым человеком и каждым государством за свои слова и поступки становится самым главным условием сохранения жизни на Земле.

Главные цели новой эволюционной, экогуманистической парадигмы: - формирование гармонично-развитой личности, совершенной физически и нравственно, владеющей позитивно-информационным объемом знаний, накопленным человечеством; - взаимодействие нравственно-зрелой личности с окружающим миром - природными объектами на принципах экологии разума, как с полноправными субъектами-партнерами; - формирование нравственно-зрелого сообщества на принципах коэволюции -экогуманизации всех аспектов взаимоотношений - для преодоления глобальных вызовов и угроз в ХХI веке.

В то время, когда одни государства на Земле продолжают сражаться за иллюзорные, «геополитические интересы», ресурсы Биосферы - общего дома людей стремительно тают. Человечество не прекратило войну с природой, продолжая превращение среды обитания в стремительно растущую «до небес» мусорную свалку. В свою очередь и сама Биосфера начала усиленно избавляться от хаоса, порожденного деструктивной цивилизацией, проявляя свой гнев в невиданной мощи природных катаклизмах. Все это чревато исчезновением человечества как вида с лица Земли.

Сегодня все мировое сообщество стоит перед неизбежной альтернативой – сменой цивилизационной парадигмы. Для возврата к подлинной гармонии коэволюции: человек - окружающая среда предстоит разрешить шлейф множества проблем, в том числе, регулируя разумно уровень рождаемости и уровень разумного потребления. Главное для достижения успеха в разрешении проблем глобального кризиса: это, во-первых, осознание каждым человеком необходимости добровольного отказа от хищнически-потребительской модели мышления и поведения в мире; во-вторых, осознание всем мировым сообществом неизбежности перехода к новой, экогуманистической модели развития мира - для сохранения жизни на Земле.

Ключевые слова: научные прогнозы, человек и среда обитания, потребительское мировоззрение, антропогенное воздействие, истощение ресурсов, экологический дефицит, экологическое сознание, ноосфера, духовность, новая инвайронментальная парадигма; социальное самочувствие, мракобесие, ксенофобия, агрессия, насилие, конфликты, глобализация, терроризм, миротворческая миссия, ООН, конференции; эволюция, нравственность, экогуманистические ценности, ненасилие, стабильное общество, информационное сообщество, новые знания, новая наука, новое общество, новое воспитание, новое образование, инновационные технологии, другая дипломатия, другой мир, новые проекты, компромиссы, щедрость к миру, минимализм потребления, качество продуктов, новое качество жизни, универсальные принципы, квантовое сознание, толерантность, новое устройство мира, созидающая цивилизация.

см. также:

  1. Глобальные угрозы и риски: анализ сценариев
  2. Эпоха новой дипломатии
  3. Пилотный проект «QSL-Земля-21"
  4. Приложение 1 к Пилотному проекту «QSL-Земля-21"- Проект I
  5. Приложение 2 к Пилотному проекту «QSL-Земля-21"- Проект II
  6. Экогуманизация современных знаний. Часть 1
  7. Экогуманизация современных знаний. Часть 2
  8. Экогуманизация современных знаний. Часть 3

  1. Стокгольмская Конференция ООН, 1972:
  2. Тбилисская Конференция ООН, 1977:
  3. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, 1992:
  4. Конференция ООН в Йоханнесбурге, 2002:
  5. Архусская Конвенция:

6. «Программа: «Оценка экосистем на пороге тысячелетия» - ОЭ»:

7. «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, Вильнюс, 2005»:

  1. Ежегодник ООН «Индекс развития человеческого потенциала»:

9. Таблицы показателей: к «Докладу о развитии человека»:

10.Доклад: «Глобальное потепление приведет к глобальной экономической катастрофе»

11. Доклад о мировом развитии 2000/2001: Наступление на бедность

  1. Состояние мира 2002. Доклады Института Всемирной вахты:
  2. Доклад о развитии человека на 2003 год:
  3. Заявления: «Ученые планеты переводят вперед Часы Апокалипсиса»
  4. «Ученые предрекли Земле катаклизмы»:
  5. «Environmental Studies» - Движение по защите окружающей среды
  6. Международная Хартия Земли; Международный Совет; Инициативы Хартии Земли
  7. Доклад Юнеско «О ситуации с образованием в мире»:
  8. «Наше общее будущее». Доклад Комиссии Г. Брундтланд по окружающей среде и развитию (МКОСР):

Список литературы:

  1. Бейтсон Г.: «Шаги в направлении экологии разума»

2. Браун Л.: «Как создать экономику, оберегающую планету»

  1. Браун Л.: «Созидание устойчивого общества»
  2. Брундтланд Г.: «Глобальная перестройка. Один мир для всех: контуры глобального сознания»
  3. Бостром Н., Чиркович М.: «Риски глобальной катастрофы»
  4. Вернадский В.И.: "Успехи современной биологии"
  5. Вернадский В.И.: «Афтотрофность человечества»
  6. Гендерсон Г. «Создание альтернативных будущностей»

9. Глазачев С.Н., Глазачев О.С. "Экологическая культура: расширенный взгляд на мир"

  1. Горбачев М. С. "Мой Манифест Земле"

11. Данилов-Данильян В., Лосев К., Рейф И. - "Перед главным вызовом цивилизации"

12. Дорст Ж. «До того, как умрет природа»

13. Кондорс Ж. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»

  1. Майор Федерико: «Наука и образование на пороге третьего тысячелетия»
  2. Марфенин Н.Н. «Устойчивое развитие человечества»
  3. Медоуз Д. «Пределы роста»:

17. Месарович, Пестель «Человечество на поворотном пути»:

  1. Моисеев Н.Н. «Современный рационализм»
  2. Моисеев Н.Н. «Кризис современного образования»:

20.Моисеев Н.Н. «О необходимых чертах цивилизации будущего»:

  1. Моисеев Н.Н. «Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века»:

22.МоисеевН.Н. «Человечество на пороге ХХI века. Обращение»:

  1. Найсбитт Д. «Мегатренды»
  2. Осборн Ф. «Наша разграбленная природа»
  3. Парсон Р. «Природа предъявляет счет»
  4. Печчеи А. «Человеческие качества»:
  5. Роджерс К. ЧТО ЗНАЧИТ "СТАНОВИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ"
  6. Роджерс К. Полноценно функционирующий ЧЕЛОВЕК":
  7. Савельева И.М. «Альтернативный мир: модели и идеалы»:
  8. Тоффлер Э. «Футурошок»:
  9. Тинберген Я. «Пересмотр международного порядка
  10. Уэллс Г. «Разум у своего предела»
  11. Франкл В. «Человек в поисках смысла Москва»

  1. Франкл В. «Духовность, свобода и ответственность»
  2. Франкл В. СКАЗАТЬ ЖИЗНИ "ДА" (Психолог в концлагере)

36. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. «Абрахам Маслоу и психология самоактуализации»

  1. Форрестор Д. «Мировая динамика»:
  2. Фромм Э.: «Иметь или быть?»:
  3. Швейцер А.: "Благоговение перед жизнью":
Помощь Новости