Green Future
Химическое загрязнение Пестициды: защита для растений или отрава для окружающей среды?

Стойкие органические загрязнители

Теодор  2008-10-05 21:46

Стойкие органические загрязнители или СОЗ известны всем. Один из них ДДТ. Уж он, пожалуй, знаком каждому из нас. Про него знают абсолютно все, и про то, какой он токсичный, и как раньше комары, клопы, тараканы, клещи и прочая нечисть быстро дохли от «дуста», и про то, как мы наладили производство ДДТ как раз к тому времени, когда во всем мире стали его запрещать, и наше прекрасное вологодское масло, загрязненное ДДТ, не удалось продать за границу, и мы сами его съели (не без удовольствия), но с ущербом для валютного бюджета - дела давно минувших дней… И вот теперь ДДТ - в списках СОЗ. Почему? И что это за такой таинственный список? Да и кто его написал, и по каким критериям выбрали именно эти СОЗы?

Что такое СОЗ?

На встречах представителей США, Канады, Японии и ряда Европейских стран в 1994 году был поставлен вопрос о распространенных повсюду стойких органических загрязнителях (СОЗ) и был составлен список из двенадцати веществ, на которые следует обратить внимание в первую очередь. И сразу же окрестили их «грязной дюжиной». В основном это устаревшие хлорорганические пестициды и некоторые продукты, связанные с промышленными процессами.

Этот список включал в себя следующие вещества:

  1. полихлорбифенилы (ПХБ)
  2. полихлордибензодиоксины (ПХДД)
  3. полихлордибензофураны (ПХДФ)
  4. алдрин
  5. диэлдрин
  6. дихлор-дифенил-трихлорэтан (ДДТ)
  7. эндрин
  8. хлордан
  9. гексахлорбензол (ГХБ)
  10. мирекс
  11. токсафен
  12. гептахлор.

Известно, что даже малые концентрации некоторых СОЗ могут приносить существенный вред, приводя к развитию болезней иммунной и репродуктивной систем, раковым заболеваниям, врожденным дефектам у детей. Так, например, ПХДД и ПХДФ, которые обычно называют диоксинами, образующиеся при высокотемпературных процессах и процессах, связанных с хлором, чудовищно токсичные и крайне опасные по своим воздействиям на человека и животных. Они весьма стабильны и разлагаться начинают при температуре красного каления (около 700 градусов), в природе разрушаются в течение многих лет. Именно диоксины - токсичное начало известного «Оранжевого агента», который американцы распыляли во Вьетнаме почти 30 лет назад, следы его в большом количестве находят там и сейчас и почвах, и в людях.

В России наблюдается повсеместное загрязнение диоксинами, но особенно выделяются города «большой химии», где годами получали хлорорганические соединения, те же ДДТ, ГХБ, ПХБ и многие другие.

Подобные факты заставили задуматься об опасности стойких органических загрязнителей не только экологов, врачей, общественные организации, но и политиков. В начале 1998 года по инициативе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был создан Межправительственный комитет по разработке международного имеющего обязательную юридическую силу документа об осуществлении конкретных мер в отношении двенадцати СОЗ. В течение трех лет более 100 государств, включая Россию, обсуждали не только каждое его положение, но и каждое слово (например, в чем разница между термином «уничтожение» и «удаление», между «отходами» и «запасами» и т.д.).

Документ был открыт для подписания 23 мая 2001 года в Стокгольме (Швеция) и получил название "Стокгольмская конвенция". Заключительный акт Конференции, где был принят текст Конвенции, подписали 110 стран, 92 государства там же подписали Стокгольмскую конвенцию (из них пять стран СНГ — Армения, Грузия, Казахстан, Молдавия и Украина), а Канада даже представила ратификационную грамоту. Руководство Глобального экологического фонда (ГЭФ) тут же на Конференции объявило, что безвозмездно предоставит полмиллиона долларов каждой из стран с переходной экономикой (сюда входит и Россия) для подготовки национального плана действий в области СОЗ.

Эта конвенция сильно отличается от других международных соглашений тем, что она является документом прямого действия, то есть она не должна регламентироваться местными законами и постановлениями. Может быть, это и есть одна из причин, по которым Россия не подписывает Конвенцию? Мы хорошо знаем, что подзаконные акты могут полностью исказить текст самого лучшего закона (как правило, в пользу чиновников).

Итак, Конвенция о СОЗ включает 12 специально выбранных особо опасных органических вещества. Почему только 12? Принцип «все или ничего» крайне мало продуктивен, так как он отрицает компромисс. «Грязная дюжина» и есть продукт такого компромисса, это минимальный набор токсикантов, использование которых затрагивает интересы безопасности всех стран. Эти вещества, согласно Конвенции, должны быть запрещены для использования, производство их должно быть прекращено, а все запасы уничтожены. Кроме того, их запрещено транспортировать через границы стран, объединенных Конвенцией. Этот список открыт для расширения, но включаемые новые вещества, как и первые 12, должны быть «стойкими органическими загрязнителями». Вещество должно быть:

  1. Токсичным (естественно, нетоксичные нас не интересуют);
  2. Устойчивым, иными словами долго сохраняться в природных условиях;
  3. Склонно к биоаккумуляции, то есть при переходе по пищевым цепям оно будет накапливаться в тканях живых организмов. Так пескарь, который съел отравленную СОЗ былинку, полностью передаст свою дозу щуке, которая им позавтракает и, соответственно, в щуке будут накапливаться «пескариные» дозы, а потом и ее съест главный хищник планеты — человек, и все перейдет к нему.
  4. Склонно к трансграничному переносу и накоплению в окружающей среде.

При исследовании трансграничного переноса токсических веществ с воздушными потоками оказалось, что на территорию Российской Федерации из других стран приносится значительно больше токсикантов, чем из российских источников в европейские страны. Так, наибольшие выпадения серы и окислов азота на территорию России прилетают из Украины, Польши, Германии и других европейских стран. Но сера и окислы азота только показывают, куда летят загрязнения, то есть куда летят СОЗ. Трансграничный перенос прямо касается России, так как в северном полушарии воздушные массы перемещаются с запада на восток — из Европы, северной Африки и Ближнего востока к нам, а почти 60% нашей территории это северные, холодные пространства, где и концентрируются СОЗ.

  1. Причиной значительного вредного воздействия на здоровье человека и/или на окружающую среду вследствие его трансграничного распространения, приводя к нарушению репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса, раковым заболеваниям, врожденным дефектам, нарушению развития. В самом деле, почему, например, должны страдать северные народы от ПХБ, о котором они никогда и не слыхали, но который без их ведома летит из наших (и не только наших) трансформаторов на север, в холодные места и там переходит в пищу животных и людей?

Проблема загрязнения природной среды стойкими органическими загрязнителями в России стоит чрезвычайно остро, и решать ее необходимо независимо от членства в Стокгольмской конвенции. Однако участие страны в Конвенции позволит использовать механизмы этого соглашения для привлечения технологических, финансовых и информационных ресурсов для обеспечения экологически безопасного обращения с СОЗ.

Кроме того, присоединение России к Стокгольмской конвенции приведет к значительным дополнительным выгодам, включая:

  • сокращение выбросов локальных загрязнителей;
  • решение локальных экологических проблем;
  • снижение риска здоровью населения и ущерба состоянию экосистем, решение экологических и социальных проблем;
  • оживление инвестиционного климата, в том числе в области природоохранной деятельности;
  • предотвращение перетока в Россию "грязных" производств и устаревших технологий;
  • экологизацию бизнеса;
  • развитие стимулов к внедрению достижений научно-технического прогресса, в том числе отечественных “ноу-хау”.

В Стокгольмской конвенции учтены все замечания российской стороны

Во время переговорных сессий российские делегаты настаивали на некоторых послаблениях для России из-за неготовности страны полностью выполнить условия Конвенции. Таких веществ только три: ДДТ (Минздрав настаивает, чтобы мы имели запасы на случай экстремальных ситуаций или эпидемий), гексахлорбензол (Минобороны использует его в пиротехнических составах) и ПХБ, который почти весь находится в старых силовых трансформаторах и конденсаторах. Интересы этих наших ведомств были полностью учтены, и теперь Минздрав располагает нужным ему запасом ДДТ, Минобороны может пока использовать свои изделия, а электрики имеют 25 лет в запасе для замены токсичного ПХБ на другие диэлектрические жидкости.

Международные финансовые институты готовы помочь России

Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) предлагает 100%-ное финансирование по 8 направлениям действий по выполнению Стокгольмской Конвенции, включая такие дорогостоящие и абсолютно необходимые для России, как выбор альтернативных технологий и проведение инвентаризации СОЗ (производство, импорт, экспорт, выбросы и сбросы в окружающую среду, загрязнение территории, использование и хранение СОЗ).

ГЭФ готов выделить России 5-8 миллионов долларов на деятельность в области обращения СОЗ. Без подписания Конвенции ресурсы ГЭФ остаются недоступными для России.

Всемирный Банк готов рассмотреть вопрос о выделении Российской Федерации средства для подготовки проектов ГЭФ.

Решение принято: Россия подписала Стокгольмскую конвенцию

К середине мая 2002 года все Министерства и ведомства Российской Федерации, непосредственно имеющие дело с веществами, отнесенными к категории СОЗ (Минэнерго России, Минздрав России, Минпромнауки России, Минприродных ресурсов РФ), высказались однозначно в поддержку подписания Конвенции. Положительное решение приняли также Министерство финансов и Министерство иностранных дел Российской Федерации.

18 мая 2002 года Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал Постановление Правительства № 320 ”О подписании Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях”

22 мая 2002 года Россия стала полноправным членом «клуба» стран – подписантов Стокгольмской конвенции.

Подписание Стокгольмской конвенции не накладывает на Россию финансовых обязательств.

Для нашей пока еще неокрепшей экономики очень важно, что подписание Россией Стокгольмской конвенции – это заявление о разделении основных целей и задач. Никаких финансовых и юридических обязательств это решение на Россию не накладывает. Ответственность за невыполнение положений Конвенции для страны, ее подписавшей, наступает только после того, как эта страна ратифицирует Конвенцию, притом при условии, что Конвенция вступила в силу в связи с ее ратификацией как минимум пятьюдесятью странами.

В тоже время даже только одно подписание Конвенции уже выгодно для России, так как дает доступ к международным источникам финансирования.

Решать проблемы, связанные с СОЗ и их воздействием на здоровье россиян, все равно придется. Хорошо, что теперь наряду с федеральным бюджетом необходимые средства можно будет получить также из международных источников.

На состоявшемся в 2001 году в Генуе Саммите «Большой восьмерки» с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина было принято коммюнике, в котором, в частности, говорится: «Мы приветствуем недавнее принятие Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) и будем решительно добиваться ее скорейшего вступления в силу».

Это означает, что после подписания Конвенции наша страна должна приступить к процессу ее ратификации. Невыполнение данного обязательства может поставить под сомнение способность Российской Федерации последовательно осуществлять избранный внешний курс на интеграцию в международное экономическое и экологическое пространство и подорвать доверие к словам российского Президента, который подписал это коммюнике.

Над материалом работали: С. Юфит, Институт органической химии им. Зелинского Российской академии наук; О. Сперанская, Центр "Эко-Согласие"; А. Кокорин, российское представительство Всемирного фонда дикой природы.

Источник:

Ссылки по теме:

Химическая экотоксикология

Помощь Новости