Иркутская история
08.05.2017Сергей Серегин занимал особое место в творчестве артиста. Казалось бы, это был тот «идеальный» герой, против схемы которого справедливо восставали в свое время и зрители, и критики. Но все, что ни делал и что ни говорил на сцене этот Сергей, было естественно и правдиво; оттого он вызывал доверие к себе, и с такой болью воспринималась его внезапная гибель. Рядом была Валентина, сыгранная Юлией Константиновной Борисовой (род. в 1925 г.) так, что образ актрисы и героини надолго и прочно соединились в памяти зрителей. «В актерских работах Борисовой,- напишет вскоре о ней Арбузов,- мы часто видим... отчаяние и упоение, а тонкий расчет актрисы почти всегда соседствует у нее с наивной радостью погрузившегося в детскую игру ребенка». В полной мере это сказалось в «Иркутской истории».
Процесс духовного перерождения своей Вальки Борисова раскрывала с неотразимой силой. Она не боялась показаться слишком резкой, почти вульгарной. В этой браваде, однако, чувствовались и вызов судьбе, и затаенная горечь. С самого начала в Валентине угадывались душевные силы, скрытые до поры и сказавшиеся затем в бесповоротности ее решений, в любви к Сергею, в глубине ее горя. Вам не хватает теплоты и внимания от близких? Выбирайте дом престарелых тула. Здесь вас окружат заботой и предложат отличные условия проживания.
Иначе была решена «Иркутская история» Н. П. Охлопковым в Театре им. Вл. Маяковского (1960). То, что происходило с героями- сильной и независимой Валентиной (С. Мизери), юношески светлым и чистым Сергеем (Э. Марцевич), порывистым и неистовым Виктором (А. Лазарев) - воспринималось режиссером как трагедия, вынесенная на многолюдье, на природу, на суровый сибирский простор. Многоголосным был Хор, действие сопровождалось игрой четырех роялей, световыми эффектами, перекидывалось в зрительный зал. Особое значение приобретали мизансцены, музыка, танцы. Эмоциональной вершиной спектакля становился трагический и отчаянный танец Виктора (Александр Сергеевич Лазарев, род. в 1938 г.) на свадьбе Сергея и Валентины.