Гидрораспределитель
30.06.2017Мы охотно верим архитектору Сааринену, когда он пишет: «Можно утверждать, что речь идет о тектонических формах, которые являются дальнейшим развитием закономерностей проектирования различных оболочек, о стремлении создать пластическую форму, в которой обеспечена пространственная непрерывность всех архитектурных элементов... Обтекаемость всех элементов делает невозможным проектирование при помощи чертежей...». Эксперименты проводятся па модели до нахождения окончательного решения.
Исключительно интересным является описание метода определения формы опор. Последние были вылеплены по проволочному каркасу после того, как инженеры установили положение и направление равнодействующих усилий и примерного сечения. Сааринен говорит: «Одним из наиболее счастливых дней был тот, когда закончили модели опор. После того, как все вычертили, мы обнаружили, насколько изумительными оказались эти опоры, формы которых нам никогда не удалось бы определить методом технического черчения». Здесь следует также упомянуть о часовне в Роншапе, которая, возможно, является самым значительным произведением Ле Корбюзье. Следует сразу сказать, что формы этого здания не обусловлены конструкцией. Тяжелая степа с маленькими проемами, висячая крыша и отдельные детали ни в какой степени не оправданы тектонически. Возможно вам понадобится гидрораспределитель.
Часовня — это скульптурно-пластическое произведение, полное очарования и поэзии, красивее и богаче которого нельзя представить при решении данной задачи. Но то, что нам правится, в данном случае является только формой, а конструкцией. В этом здании форма значительна сама по себе — вне связи ее с конструкцией. Поэтому бесполезно, исходя из принципа тектонического соответствия, критически оценивать эти формы, начиная со стены, которая не является массивной, или крыши, которая не висит. Мы знаем, что великие произведения архитектуры были органически связаны с их конструкцией. Поэтому мы и призываем современных архитекторов выявлять форму конструкции.