Острота коллизии
23.08.2017Наиболее сильно написаны у либреттистов первый и третий акты. В них с максимальной выпуклостью и достоверностью обрисовываются характеры основных героев, правдиво раскрываются их судьбы. Лирико-драматическая сторона сюжета «Белой акации» заключена в истории неудачной любви молодого капитана китобойного судна Кости, отдавшего свое сердце пустой одесской девице Ларисе. Она из тех девушек с портовой части Одессы, которые более всего заняты ловлей «выгодных» женихов. Ларисе первоначально кажется, что таким Костя и является. Но когда на ее пути встречается трепач, пустяковый человек, мелкий жулик, кладовщик флотилии Яшка Наконечников, она без всякой душевной борьбы начинает отвечать новому поклоннику на его чувства. Здесь-то -она убеждена -не «прогадает». Яшка -ловкач. А такой-то и нужен Ларисе.
Острота коллизии заключена в том, что Костя не подозревает, что рядом в том же дворе живет прекрасная девушка, которая любит его по-настоящему. Это Тоня, радистка с того же китобойца. Корабль уходит в море. И в эту пору, когда морякам особенно необходимы душевное равновесие, уверенность, что «на земле их ждут», Лариса, позабыв о Косте, не отвечает на его телеграммы. Оберегая костин покой, Тоня вручает ему вымышленные телеграммы, которые якобы отсылаются легкомысленной девицей из одесского предместья. Лишь вернувшись домой, Костя узнает о благородстве любящей его Тони... Любите азартные игры? Зарабатывайте играя http://www.marketcenter.ru/fakty/?id=18038.
Слабее второе действие. Здесь у авторов недостало изобретательности. Они внесли в центр акта довольно штампованный эпизод - праздник Нептуна при переходе через экватор - и, в сущности, лишь сцена с вымышленной телеграммой от Ларисы движет действие и вносит в него нужную динамику, ведущую к развязке в третьем акте. Тем не менее хочется подчеркнуть, что либретто «Белой акации» - несомненная удача драматургов, предоставившая композитору широкое поле для творчества.