Роль экологического образования в устойчивом развитии туристской индустрии Байкальского региона
2009-04-05 20:04Идея сбалансированного эколого-экономического развития - объективное веление времени. Она определяет будущее России, ее регионов и может сыграть важную роль в определении приоритетов социально-экономического развития и дальнейшего реформирования страны. Ведь сам по себе переход к рыночным отношениям и дальнейшая демократизация не обеспечивают переход к устойчивому развитию.
Автор: | Маркакова А.А. |
---|
Формирующийся новый мировоззренческий подход, предполагает интеллектуальную революцию, основанную на высоких информационных технологиях, объединительных процессах духовной жизни народов, нарастающей межэтнической и межкультурной интеграции. Рост международных и культурных контактов сделал туризм «феноменом ХХ века».
Но в нашем случае наряду с позитивными последствиями развития туризма в отдаленных и структурно слабых регионах не следует забывать о негативном воздействии отрасли , о том, что ученые называют «монокультурой туризма». В конкурентной борьбе за землю, трудовые ресурсы, капитал – туризм может теснить сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода населения туристских центров. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма, формируется «равнодушный, урбанизированный, нивелированный стиль жизни». Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.
Проблема разрешения конфликта между необходимостью развития туризма как стимула к существованию для отдаленных и малоразвитых регионов и опасностью насаждения монокультуры туризма решаема путем создания и реализации комплексных государственных программ регионального развития.
Как показывает опыт бесконтрольного «случайного» развития туризма, это приводит к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям. Планирование развития туризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий, и вместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должны осуществляться в соответствии с принципами УР.
Выбор траектории развития экономики региона определяется распределением всех имеющихся в его распоряжении ресурсов (производственных, инвестиционных, трудовых, социальных) между экономической, социальной и экологическими сферами.
Чем больше средств направляется для развития экономики и чем эффективнее они используются, тем выше темпы экономического роста региона. Но в то же время требования воспроизводства самой экономической системы и всех ее составляющих на устойчивой основе определяют необходимость все больше средств направлять на развитие экологической и социальной систем. Так для оценки УР американской экономики уже сейчас используется система показателей УР : показатели улучшения здоровья населения и качества окружающей среды (снижение заболеваемости и смертности, сокращение выпуска токсичных материалов, воздействующих на человека, сокращение численности населения, проживающих на территориях с низкими стандартами чистоты воздуха и воды), наряду с показателями экономического развития, рационального ведения хозяйства и социальной справедливости.
Туристско-рекреационный комплекс России, в том числе Байкальского региона, имеет особое значение в деле оздоровления граждан страны, в восстановлении его сил и потенциала, в удовлетворении потребностей познания природы, культуры, истории своей страны и т.д.
Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой, производственный комплекс, называемый туристской индустрией, являющимся лишь одним из основных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспектов жизнедеятельности туризма. Анализ проблем, связанных с развитием туризма в России, и в т.ч. нашем регионе, показывает тесную взаимосвязь активности и эффективности туристской деятельности, с наличием необходимой инфраструктуры туризма, состоянием материально-технической базы объектов индустрии туризма.
Согласно ФЗ « Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96г. за №132-ФЗ, в понятие туристской индустрии включены совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а так же организаций предоставляющих экскурсионные услуги. Я столь подробно расписала понятие туристкой индустрии, чтобы логически подвести к основной теме моего выступления «Роль экологического образования в УР туристской индустрии БР». Надо на первом этапе развития, а может и на подготовительном, определиться, для каких сегментов рынка готовятся специалисты, какими они должны быть, с каким багажом знаний и профессиональных навыков.
Образование для туристской индустрии – это очень объемная тема, я не буду говорить о качестве образования туристских специальностей и профессиональных навыках сегодняшних выпускников и т.д., коли у нас секция «Образование для УР», будем обсуждать необходимость экологического образования в программах подготовки кадров для объектов туриндустрии, и не только кадров, но и что важно - экологическое образование, просвещение местного сообщества туристских дестанаций.
Эффективное управление туризмом и программы сохранения окружающей среды, полностью зависят от поддержки местных заинтересованных лиц, что в свою очередь зависит от их уровня образования и информированности. Образование и повышение информированности были определены в повестке дня на ХХ1 век, как ключевые сферы для устойчивого развития. Как только повысится осведомленность людей, могут быть сформированы необходимые ценности и отношения, навыки и поведение.
Экологическое образование - это процесс обучения, который повышает знания и осведомленность людей об экологических и других проблемах, развивает необходимые навыки и опыт по решению проблем, формируют позицию, мотивы и взгляды для принятия обоснованных решений и ответственных действий (ЮНЕСКО,Тбилисская декларация, 1978).
Составляющими экологического образования являются:
• информированность и восприимчивость к окружающей среде и экологическим проблемам;
• знание и понимание окружающей среды и экологических проблем;
• беспокойство об окружающей среде и желание улучшить или сохранить качество среды;
• навыки по определению экологических проблем и помощь в их решении.
Образование и информационные программы должны быть обращены как к профессиональному сектору, так и широкой публике и должны информировать их о прямых и косвенных воздействиях туризма, причинах и последствиях, глобальных и местных проблемах, текущих и долгосрочных проблемах и удачных примерах в этой области. Турбизнес, а в особенности туроператоры должны информировать своих клиентов-туристов относительно вопросов устойчивого туризма и содействия в сохранении окружающей среды и избежании негативных воздействий на биоразнообразие и культурное наследие, соблюдении национального законодательства региона, а также традиций местного населения.
Так как сохранение национальной самобытности, уникальности природных ландшафтов является для туристской отрасли не только эколого-социальной проблемой, но и переходит в чисто экономические отношения, т.е. существующая жесткая взаимосвязь диктует необходимость формирования экологического мировоззрения в практической деятельности и поведении.
Для формирования прочной базы эколого-туристических норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-гигиенических и других умений необходима система непрерывного экологического образования «д/сад - школа – ВУЗ - предпритие (в 1-очередь туристские, конечно). Начинать надо с возрождения забытого старого - через систему дополнительного образования: кружки – секции – походы - слеты туристов-экологов, экологов-краеведов - экологические летние лагеря, краеведческие олимпиады и т.д. Этот путь наиболее эффективен при опоре на базовое экологическое образование через систему дисциплин общеобразовательных школ, средне-специальных учебных учреждений, ВУЗов.
Подобные программы существуют, но они носят скорее пилотный (экспериментальный) характер, важно БР, нашей республике перенять данный опыт, адаптировать их к местным условиям. Как положительный пример реализации стратегии по повышению общественного сознания, экологического образования и общения между заинтересованными лицами - Дунайский Биосферный заповедник (Румыния).