Экологическое образование
2008-12-27 20:48Ссылки на эту статью:
Экологический факультет Российского Университета Дружбы НародовВложено:
Важнейшим условием продвижения по пути устойчивого развития является разработка и реализация современных информационных и учебно-образовательных программ в области экологического образования. В общеуниверситетской магистратуре КазНУ им.аль-Фараби по специальности «Экология» весь учебный процесс сформирован с учетом требований, предъявляемых образованием для устойчивого развития.
В конце минувшего года наш университет обновил свой статус. Ныне это не педагогический, а Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. Такая эволюция вуза обусловлена всей его 55-летней историей, отвечает вызовам современной эпохи. Становление университета гуманитарным послужило поводом для осмысления и ознакомления коллег с экогуманитарной традицией, вот уже много лет развивающейся в недрах вуза. При этом мы не склонны просто описывать опыт деятельности по экологизации вузовского образования, а стремимся структурировать процесс формирования экологической культуры студента, выявить противоречия и проблемы типические, раскрывающие сущность и соотношение экологического и гуманитарного в высшей школе и проиллюстрировать это эмпирическим материалом.
Услышав слово «экология», многие из нас по привычке добавят: «Наука будущего», даже не подозревая о том, что будущее это уже давно наступило. Сегодня профессия эколога - одна из самых востребованных во всем мире, а экологические факультеты вузов - одни из самых популярных.
Идея сбалансированного эколого-экономического развития - объективное веление времени. Она определяет будущее России, ее регионов и может сыграть важную роль в определении приоритетов социально-экономического развития и дальнейшего реформирования страны. Ведь сам по себе переход к рыночным отношениям и дальнейшая демократизация не обеспечивают переход к устойчивому развитию.
В 1977 г. ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени Организации Объединенных Наций провели в Тбилиси Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды. Эта конференция стала наиболее важным событием, символизирующим пятилетие Стокгольмской декларации, принятой в 1972 г., — исторического документа, заложившего основы переориентации мирового сообщества от стихийного нескоординированного развития к планированию оптимального будущего человечества.
Всё дальше уходит время, оставляя в прошлом памятные десятилетия, свершившиеся события, добрые дела и имена людей, их творивших. В числе тех, кто оставил след в истории, в науке, в памяти людей, — Никита Николаевич Моисеев, выдающийся математик, глубокий мыслитель, оказавший огромное влияние на науку, на общественное мнение, на международную политику. В минувшем году научная общественность широко отметила 90-летие со дня рождения ученого. Он ушел от нас вместе с XX веком, в феврале 2000-го. Он был и остался в нашей памяти, в своих трудах, которые по-прежнему вызывают глубокий интерес, был человеком своего века. В этой статье опубликована небольшая подборка воспоминаний об ученом людей, работавших с ним и хорошо его знавших. Это небольшие «штрихи к портрету» человека прошедшего века, так много думавшего о веке будущем, который для нас стал веком настоящим.
Завершается двадцатое столетие. Похоже, что человечество собственное уничтожение сделало своей целью и стремительно к ней движется. Никакой разум не сможет понять и тем более объяснить, почему, сознавая, что ресурсы биосферы конечны, хозяйственная емкость жизнеобеспечивающих природных систем ограничена, интенсивное перемещение сырья и отходов по планете чревато непредсказуемыми последствиями, что война не лучший способ разрешения социальных конфликтов, что лишение человека возможности реализовать себя как личность на благо общества оборачивается деградацией самого общества, человек не предпринимает никаких серьезных шагов для своего спасения, а с таким завидным упорством, используя новейшие достижения науки и техники, стремится к гибели, наивно полагая, что это никогда не случится.