Тбилисская декларация в области окружающей среды
2009-04-05 19:45В 1977 г. ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени Организации Объединенных Наций провели в Тбилиси Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды. Эта конференция стала наиболее важным событием, символизирующим пятилетие Стокгольмской декларации, принятой в 1972 г., — исторического документа, заложившего основы переориентации мирового сообщества от стихийного нескоординированного развития к планированию оптимального будущего человечества.
В 1972 г. было признано, что дальнейший экономический рост на основе рыночных принципов самоорганизации приведет к истощению природных ресурсов и недопустимому загрязнению окружающей среды, что формирующиеся идеалы общества потребления не соответствуют реальным возможностям биосферы. Обсуждались проблемы гармонизации социальных отношений, в том числе мирное существование, сдерживание гонки вооружения, признание прав человека и равенства всех людей, распространение демократической модели организации общества. На была сформулирована опасность возможной экологической катастрофы и приняты рекомендации о необходимости переориентации современного общества на иной тип экономики, считающейся с экологическими требованиями и ограничениями. Решить эту задачу в демократическом обществе без сознательной поддержки населения невозможно. Поэтому образованию отвели одну из главных ролей в предотвращении экологического кризиса.
К 1977 г. были сформулированы главные задачи и методы экологического образования. На Тбилисской конференции были согласованы и приняты рекомендации членам международного сообщества по развитию экологического образования, которые содержатся в итоговом документе - . В ней признано, что образованию следует играть ведущую роль в осознании проблем окружающей среды. Экологическое образование должно охватывать людей всех возрастов, на всех ступенях формального и неформального образования (принцип непрерывности экологического образования). Образование должно вовлекать человека в активный процесс решения экологических и социальных проблем, поощрять инициативу, чувство ответственности и стремление к построению лучшего будущего.
В декларации сформулированы три основные цели образования в области окружающей среды:
- развитие ясного понимания и чувства озабоченности в отношении экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах;
- предоставление каждому человеку возможности получать знания, усваивать ценности, проявлять отношение, брать на себя обязательства и приобретать навыки, необходимые для охраны и улучшения окружающей среды;
- создание новых типов поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.
Для достижения этих целей в рамках государственной политики рекомендовано:
- предусмотреть меры по включению в учебные программы разделов по охране окружающей среды, экологической безопасности;
- развивать соответствующие исследования для совершенствования экологического образования;
- сотрудничать между собой, щедро делясь передовым опытом;
- использовать экологическое образование в качестве эффективного инструмента интеграции международного сообщества, роста взаимопонимания и укрепления мира.
В части работы с населением сформулированы следующие задачи оказания учебной помощи социальным группам и отдельным людям:
• обрести способность свободно ориентироваться в проблемах, связанных с окружающей средой;
• получить представления о разнообразии явлений в окружающей среде и понимание основных механизмов возникновения в окружающей среде проблем;
• приобрести необходимые ценностные установки по отношению к окружающей среде, а также мотивации к активному участию в улучшении и защите окружающей среды;
• обрести навыки выявления и разрешения проблем в окружающей среде.
Экологическое образование в области окружающей среды должно:
• рассматривать окружающую среду в целом — естественную и созданную, а также техническую и социальную (экономическую, политическую, техническую, культурно-историческую, моральную и эстетическую);
• быть непрерывным процессом, продолжающимся всю жизнь (начинаться на дошкольном уровне и продолжаться на всех этапах формального и неформального образования);
• иметь междисциплинарный подход, опираться на конкретное содержание каждой дисциплины, содействуя разработке целостной и сбалансированной перспективы;
• рассматривать основные вопросы окружающей среды с местной, национальной, региональной и международной точек зрения, с тем чтобы учащиеся хорошо понимали условия окружающей среды в других географических районах;
• сосредоточивать внимание на нынешнем и возможном будущем состоянии окружающей среды, учитывая при этом историческую перспективу;
• рассматривать в планах развития и роста аспекты окружающей среды;
• отводить обучающимся роль в планировании обучения и предоставлять им возможность принимать решения и отвечать за их последствия;
• помочь обучающимся выяснять симптомы и подлинные причины проблем окружающей среды;
• подчеркивать сложность проблем окружающей среды и, таким образом, необходимость развивать критическое мышление и навыки решения проблем.
В декларации содержатся рекомендации странам:
• осуществлять подготовку руководителей в области окружающей среды;
• разработать школьные учебные планы, отвечающие нуждам окружающей среды на местном, региональном и мировом уровнях:
• издать книги и научную справочную литературу для реализации учебных планов;
• определить методы и средства образования, включая аудиовизуальные пособия, необходимые для объяснения и популяризации учебных программ по окружающей среде.
Тбилисская декларация заложила крепкие основы развития экологического образования, что в значительной мере облегчило во всем мире и в нашей стране своевременную подготовку населения для осуществления в повседневной жизни новых принципов, соответствующих современной концепции устойчивого развития человечества.