Концепция устойчивого развития в образовательных программах
2009-04-13 17:27Важнейшим условием продвижения по пути устойчивого развития является разработка и реализация современных информационных и учебно-образовательных программ в области экологического образования. В общеуниверситетской магистратуре КазНУ им.аль-Фараби по специальности «Экология» весь учебный процесс сформирован с учетом требований, предъявляемых образованием для устойчивого развития.
Автор: | С.Т.Шалгымбаев, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Эколого-образовательный инновационный комплекс, Республика Казахстан, г. Алматы |
---|
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-92) была принята (УР). В ней утверждаются новые принципы управления качеством окружающей среды и экономическим развитием, отмечается неразрывная связь между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды, подчеркивается невозможность решения экологических проблем изолированно, в отрыве от общего процесса развития. Поиск синтеза в решении экологических, социальных и экономических проблем стал ядром Декларации Рио-92 и Повестки дня на XXI век — Глобального плана действий по переходу к УР.
Все более широко осознается, что переход к УР требует преодоления существующих стереотипов и формирования новых подходов, принципов и способов деятельности, изменения ориентации развития, экологизации всех видов деятельности, вовлечения в этот процесс всех секторов общества и широких слоев населения.
После Международной конференции по ОС и развитию в Рио-де-Жанейро концепция экологического образования стала тесно увязываться с устойчивым развитием. Возникло и вошло в международный обиход новое понятие «образование в целях устойчивого развития».
Одним из ключевых условий перехода к УР становится подготовка специалистов новой формации, способных широко стратегически мыслить, принимать системные решения, занимать активную гражданскую позицию и адекватно отвечать на вызовы времени. В Повестке дня на XXI век (глава 36) особо подчеркивалось, что «Мировому сообществу нужна гибкая и способная к адаптации рабочая сила, готовая к решению все усложняющихся проблем развития и окружающей среды и к переменам в период перехода к устойчивому обществу...». Для этого следует разработать специальные программы для выпускников школ и университетов, включить концепции развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы.
Программные области образования для устойчивого развития, определенные «Повесткой 21», включают в себя:
- переориентацию образования на реализацию устойчивого развития;
- практическую подготовку всех слоев общества в области устойчивого управления территориями, отраслями хозяйства;
- дальнейшее совершенствование базового образования;
- повышение осведомленности общества в вопросах состояния окружающей среды, осознание того, что каждый член общества может сделать для ее благополучия;
- обеспечение понимания широкой общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития.
«Повестка дня на XXI век» рекомендует с помощью системы образования и просвещения превратить концепцию УР в систему духовных и профессиональ-ных установок человечества.
На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92) Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994), подписанную более чем 250 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что «университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основах сотрудничества образовательные и исследовательские программы по УР как часть своей центральной миссии… Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, обращенные к глобальным вызовам окружающей среды и развития и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов, независимо от их профиля, образования и характера деятельности».
Своеобразной вехой явился созыв в Греции (Тесалоники, декабрь 1997г.) международной конференции «Образование в целях устойчивого развития: трансдисциплинарный анализ для практических действий». На конференции представители государств, общественных организаций, известные ученые подвели итоги 20-летия со времени Тбилисской Межправительственной конференции и 5-летия со времени Конференции в Рио-де-Жанейро. Были внесены уточнения в концепцию образования в интересах устойчивого развития, разработаны предложения для их представления (от имени ЮНЕСКО) Комиссии ООН по устойчивому развитию. Главными международными организациями в области образования в интересах устойчивого будущего являются ЮНЕСКО и ЮНЕП. Здесь формируются базы данных по всему комплексу научно-образовательных проблем, проводится анализ и распространение лучших теоретических и практических наработок, организуются конференции и семинары, ведется подготовка нормативных документов. Все более возрастающую роль играют международные общественные организации, в частности, Ассоциация глобального образования США, объединяющая авторитетных деятелей образования, науки и культуры более 80 стран и тесно связанная с ООН.
Значительный вклад в развитие глобального образования в интересах устойчивого развития вносят 42 международных университета и более 300 кафедр, созданных ЮНЕСКО в странах всех континентов.
В октябре 1998 г. в Париже была проведена первая в истории Всемирная конференция по высшему образованию под названием «Высшее образование в XXI веке». В обращении к государствам, правительствам, парламентам и другим руководящим органам она рекомендовала рассматривать и использовать высшее образование в качестве катализатора всей системы образования. Сделанный от имени Секретариата ЮНЕСКО доклад директором междисциплинарного проекта «Образование в интересах устойчивого будущего» Густаве Лопес Оспиной так и назывался: «Университеты как ключевые звенья формирования устойчивого будущего: изменение мышления, междисциплинарностъ, создание баз данных, передача нового опыта».
Конференция ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) обобщила цели и задачи экологического образования, которое, по существу, предстало как основа образования для устойчивого развития. В материалах данного саммита отмечалась необходимость качественно новой модели образования, а десяти-летие 2005-2015 гг. было провозглашено «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». В «Программе» (1999 г.) и «Концепции» (2003 г.) экологического образования Республики Казахстан отмечено, что эффективная система экологического образования — один из основных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики и общества.
Для республики Казахстан в переходный период является особенно актуальной разработка собственной социально-экономической модели устойчивого развития, учитывающей национальные особенности страны и опыт других государств (Казах-стан…, 1996).
В связи с этим представляет определенный интерес развивающееся ноосферное движение в России, в частности, концепция ноосферного устойчивого развития Байкальского региона как модельной территории (Драчев, 2003). Привлекательность данной концепции заключается в том, что она вполне применима и для Республики Казахстан. Схожими являются предпосылки для успешной реализации ноосферной модели: огромный природно-ресурсный потенциал; многонациональность страны, где обеспечивается сохранение равноправия, многовековой культуры и вероисповедания наций; особый духовный склад народов, населяющих страну. Особое значение для формирования национальной идеи, основанной на создании системы новых духовных и профессиональных установок в обществе, на ноосферном пути развития, имеет подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих новым типом мышления — системного, т.е. позволяющего оперировать разноплановыми, нелинейными процессами, идущими одновре-менно на разных уровнях организации биосферы и общества.
Это обстоятельство заслуживает внимания по вполне определенной причине. В настоящее время Казахстан решает непростые задачи, связанные с созданием конкурентоспособной экономики и ее интеграцией в мировую экономику. В Послании Президента Назарбаева Н.А. народу Казахстана (Астана, 19 марта 2004 года) прямо сказано: «Физические и интеллектуальные способности казахстанцев в условиях глобализации и ужесточения мировой конкуренции являются ключевыми факторами успеха наших планов, конкурентоспособности экономики и ее выживания в современных условиях». Максимально полное раскрытие интеллектуальных способностей и отдельного человека, и общества в целом также составляет сложную задачу, тем более, что в данных конкретно-исторических условиях одновременно придется и проводить линию на образование для устойчивого развития, и обеспечивать его конкурентоспособность.
Очевидно, что важнейшим условием продвижения по пути УР, особенно на его начальных этапах, становится широкая информированность по этим вопросам, разработка и реализация информационных и образовательных программ для различных социальных и профессиональных групп населения. Такие программы должны быть направлены не только на распространение знаний, но и на формирование новой системы ценностей, на изменение мировоззрения, поведения, стиля и образа жизни.
Учебно-образовательная программа подготовки экологов широкого профиля в общеуниверситетской магистратуре КазНУ им. аль-Фараби по специальности «Экология» сформирована с учетом требований, предъявляемых образованием для устойчивого развития (Сулейменов, Шалгымбаев, Мажренова, 2004; Сармурзина и др., 2002). Подавляющее большинство учебных дисциплин («Основы развития и экополитики», «Химия и устойчивое развитие», «Мониторинг природной среды», «Химия и физика окружающей среды», «Промышленная и сельскохозяйственная экология», «Эконология», «Экологическая экспертиза и ОВОС», «Экологический маркетинг и менеджмент» и др.) в существенной степени пронизаны идеей УР, в совокупности формируют у магистрантов новые подходы и знания в вопросах, касающихся устойчивого развития и устойчивого природопользования. Ключевыми моментами этой совокупности знаний можно считать (Шалгымбаев, 2004):
- Обращение к первопричинам экологических проблем. Например, одним из основных факторов деградации природной среды является эксплуатация природных ресурсов. Политические меры по решению этого вопроса должны быть направлены на ограничение роста численности населения, переориентацию моделей потребления и увеличение эффективности эксплуатации ресурсов, а также на структурные изменения в экономике. В идеале такие меры должны одновременно поддерживать стабильность уровня жизни там, где он высок, и повышать его там, где он низок, а также стабилизировать устойчивость развития. Для этого необходим пересмотр ценностей в плане отстранения от избыточного материального потребления. Н.П. Федоренко и Н.Ф. Реймерс во взаимоотношениях экологии и экономики выделяют политику, формулируемую как «достижение социально-экономических целей с экологическими ограничениями», в которой одной из главных составляющих является психологическое ограничение. Общей задачей деятельности, направленной на решение экологических проблем, является устранение противоречий между экономикой и экологией путем рационализации структуры потребностей и развития экологических потребностей как новой экономической категории.
2. Комплексный подход, диктующий необходимость изменения представлений об окружающей среде и способах ее использования. Для этого требуется отказаться от попыток придать природоохранным мерам «дополняющий» характер и обеспечить реализацию принципа тесной интеграции экологического мышления и принятия решений. В процессе развития образования для устойчивого развития необходимо формировать умение магистрантов использовать такие природоохранные стратегии, которые отходят от чисто отраслевых проблем и охватывают широкий спектр социальных и экономических аспектов. Специалист-эколог должен уметь мобилизовать усилия всех членов общества для решения проблем устойчивого развития.
- Информационное обеспечение принимаемых решений и устранение пробелов в знаниях по вопросам, касающимся конкретных экологических проблем. Информация о современном состоянии окружающей среды имеет множество нерешенных проблем. Например, практически отсутствуют информационные средства, позволяющие оценивать, как развитие одного региона воздействует на развитие других и совместимы ли устремления одного региона с необходимой устойчивостью всеобщего природного достояния.
Поэтому образование для устойчивого развития невозможно без преподавания таких дисциплин как «Информационные технологии в экологии», «Компьютерные технологии и Интернет-ресурсы в экологии», «ГИС-технологии» и др., которые позволяют магистрантам общеуниверситетской магистратуры по специальности «Экология» быть готовыми к комплексному решению экологических проблем на современном уровне.
В настоящее время продолжает существенно расширяться круг сведений, которые необходимо усвоить будущему специалисту в области экологии. Несмотря на заметное увеличение номенклатуры учебной литературы по различным ее разделам, полный охват материала по-прежнему остается проблематичным. В связи с этим заметно увеличивается роль электронных средств коммуникации в учебном процессе. Учитывая, что современные пакеты стандартных программ являются достаточно мощными, представляется целесообразным сразу закладывать во вновь создаваемые электронные учебные пособия принцип интерактивности, позволяющий слушателю лучше усваивать материал.
Создание полноценного интерактивного учебника является, во многом, более сложной задачей по сравнению с подготовкой электронных учебных пособий, полностью повторяющих по своей структуре традиционные формы на бумажных носителях.
Указанные трудности связаны не только с использованием программных средств, но и подбором и накоплением материала, который мог бы послужить основой для построения учебных задач, иллюстраций и т.д. Поэтому представляется перспективным путь, когда материалы курсовых работ и магистерских диссертаций, т.е. результаты, полученные магистрантами непосредственно в процессе обучения, в дальнейшем используются при составлении интерактивных пособий.
В общеуниверситетской магистратуре по направлению «Экология» формируется банк данных, которые по мере накопления используются для разработки электронных методических пособий (Сулейменов и др., 2004). Такой подход позволяет не только создать дополнительный стимул для решения магистрантами учебных задач, но и существенно способствует развитию их творческих навыков. Кроме того, подготовка современного специалиста в области экологии требует серьезных навыков в обработке и анализе больших объемов разноплановой информации. Именно такие навыки магистранты приобретают при решении отдельных задач по составлению реферативных обзоров, которые входят впоследствии в формируемый в магистратуре банк данных. Итак, переориентация образования на реализацию устойчивого развития, так или иначе, предусматривает пересмотр образовательных программ, направленный на создание вполне определенной системы знаний как основы экологического мировоззрения.
Задача образования для устойчивого развития, в конечном счете, сводится только к одному — противопоставить стихиям и природы, и общества знание, точнее систему знаний, неотъемлемой частью которой должно быть и знание о самом знании, и о его развитии. Тезис прозрачен — знание позволяет сделать развитие управляемым и устойчивым.
Литература
[1] | Драчев П.Т. Концепция ноосферного устойчивого развития Байкальского региона как модельной территории // Сибирский научный вестник. – 2003, № 6. – С.3-14. |
[2] | Казахстан на пути к устойчивому развитию / Под редакцией Нысанбаева А.Н., Коси-ченко А.Г. – Алматы: Гылым, 1996. – 368 с. |
[3] | Сармурзина А.Г., Шигаева М.Х., Мажренова Н.Р., Шалгымбаев С.Т. и др. Учебно-методические материалы обучения в магистратуре Казахского национального уни-верситета: Экология. – Алматы, 2002. – 291 с. |
[4] | Сулейменов И.Э., Шалгымбаев С.Т., Мажренова Н.Р. Устойчивое развитие: экологическое образование. – Алматы, 2004. – 68 с. |
[5] | Сулейменов И.Э., Сармурзина А.Г., Шалгымбаев С.Т. Опыт создания интегративных методических пособий в общеуниверситетской магистратуре КазНУ им. аль-Фараби по направлению "Экология" - Опыт и инициативы Центральной Азии в области экологического образования для устойчивого развития. – Алматы: ТОО "Контур", 2004. – С.22. |
[6] | Шалгымбаев С.Т. Экологическое образование как составляющая устойчивого развития – Опыт и инициативы Центральной Азии в области экологического образования для устойчивого развития. – Алматы: ТОО "Контур", 2004. – С.18. |