Green Future
Экологическое образование Экологический факультет Российского Университета Дружбы Народов Концепция устойчивого развития в образовательных программах

Экология в гуманитарном университете

Проф. С.Н.Глазачев  2009-04-07 17:12

В конце минувшего года наш университет обновил свой статус. Ныне это не педагогический, а Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. Такая эволюция вуза обусловлена всей его 55-летней историей, отвечает вызовам современной эпохи. Становление университета гуманитарным послужило поводом для осмысления и ознакомления коллег с экогуманитарной традицией, вот уже много лет развивающейся в недрах вуза. При этом мы не склонны просто описывать опыт деятельности по экологизации вузовского образования, а стремимся структурировать процесс формирования экологической культуры студента, выявить противоречия и проблемы типические, раскрывающие сущность и соотношение экологического и гуманитарного в высшей школе и проиллюстрировать это эмпирическим материалом.

Автор: Проф. С.Н.Глазачев

Экология – это мера свободы человека по отношению к природе;

Гуманитарность – это «соединение добродетели и учености», «величие человеческой души»;

Образование, науки и искусства преследуют одну цель, гуманизировать нас, это школа человечности.

В конце минувшего года наш университет обновил свой статус. Ныне это не педагогический, а Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. Такая эволюция вуза обусловлена всей его 55-летней историей, отвечает вызовам современной эпохи. Становление университета гуманитарным послужило поводом для осмысления и ознакомления коллег с экогуманитарной традицией, вот уже много лет развивающейся в недрах вуза. При этом мы не склонны просто описывать опыт деятельности по экологизации вузовского образования, а стремимся структурировать процесс формирования экологической культуры студента, выявить противоречия и проблемы типические, раскрывающие сущность и соотношение экологического и гуманитарного в высшей школе и проиллюстрировать это эмпирическим материалом.

Длительное время занимаясь исследованием проблем взаимодействия природы и общества, осмысливая сущность человека в этом взаимодействии, причины современного глобального экологического кризиса, мы все больше приходим к выводу, что человек – продукт и компонент единого вселенского существования и развития. Экология, возникнув как биологическая наука о взаимодействии организма, сообществ организмов с окружающей средой, преобразовалась в систему современного знания о целостном мире, включающем природу, общество и человека. Ойкос – дом человечества, человек ответственен за порядок в этом доме, возвышая свою ответственность от своего ближайшего окружения до космоса.

Жизнь – явление больше космическое, чем земное, размышлял В.И.Вернадский. Жизнь – критерий экологичности, утверждают ученые сегодня. Бытие человека, направленное на предельное соответствие сущности мира – «онтосу», – есть духовное стремление к постижению мира и своего места в нем. Так экология, а затем и трансляция системы ее целей и ценностей в образовании привели к пониманию несовершенства современной технократической цивилизации и культуры, на основе которой она возникла. Транслируя в современном образовании ценности культуры, которые и стали причиной глобального кризиса, мы лишь воспроизводим, усугубляем кризис.

Предстоит осуществить духовно-нравственную коррекцию современной культуры, сделать образование онтологичным, реализующим в бытии человека его сущностные силы в пределах возможностей природы. Возникла новая ценность, которую и предстоит пестовать, транслировать в образовании, – экологическая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии. Вписанность в Универсум, предельное соответствие сущему (онтосу), ненанесение вреда макро- и микромиру – духовное постижение и творение мира человеком.

За минувший век в науке о природе и человеке произошли огромные изменения. От крайнего детерминизма, сциентизма наука пришла к признанию вероятностного, стохастичного характера развития мира, особой роли познающего субъекта и его места в получении информации, к признанию синергизма, потенциала самоорганизации в развитии систем. Наука перестала быть единственным каноном знаний о мире, в его познании все полнее используются и другие языки культуры: искусство, литература, музыка, мифы, религия, чувственное восприятие природы… С новой силой зазвучала древняя мудрость: «Через познание человеческого – к познанию мира». В контексте философии познания, социокультурного развития заметные изменения произошли в образовании, в экологическом образовании, в частности. Путь от натурализма, увлечения естествознанием, к состоянию озабоченности деградацией природы под антропогенным воздействием, к признанию необходимости охраны природы и оптимизации природопользования занял почти полвека. Усилиями естественников, биологов-педагогов удалось ввести учебный предмет «Экология» в содержание школьного и вузовского образования. Однако это были по сути своей дисциплины классической экологии как завершающие изучение биологии. Избранная цель – введение экологии в учебные планы школы и вузы - не меняла систему ценностей, формировала естественнонаучное мировоззрение, частичный взгляд на мир. Следствием усиления внимания к системе природа-общество-человек явилось возникновение целого ряда новых направлений в экологии: социальной экологии человека, антропоэкологии, геоэкологии и др. Начался объективный процесс осознания роли антропного принципа в познании мира и роли человека в нем: всякое знание – это знание о мире, опосредованное человеком, включенное в систему его ценностных ориентаций. Мы, медленно освобождаясь от своих антропоцентрических амбиций, стали возвращаться к мышлению золотого века, когда «мир отвечал размерам человека, а человек был мерой всех вещей…». Осознавая свою бездуховность, свое нравственное падение, человек начинает понимать, что он может быть «мерой мира» при одном условии – если сам он соответствует Универсуму, высшей сущности, если он духовен, онтологичен. Только тогда человек может судить об отклонении от сущности, о нанесении вреда, о дисгармоничности.

Духовность в современном понимании включает в себя нравственную позицию, моральные идеалы, профессиональную компетентность, ответственность и социальную активность, направленную на недопущение нанесения вреда, несоответствия предельной онтологичности как идеалу. В нашем понимании экологическая культура – это не еще одно из направлений культуры как, например, эстетическое или художественное. Это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный по-тенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Вот почему столь притягательны идеи экологизации и гуманизации всех сфер и институтов общества: образования, науки, культуры, права и власти. Более того, при рассмотрении категориального статуса «экологического», экологической культуры, отражающей меру и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии, трансляция всей полноты экологической культуры в обществе и личности, формирование целостного мировоззрения и мироотношения человека становятся целью, ценностью и смыслом образования и педагогической науки. В ряде работ мы обосновали экологическую культуру в качестве имманентного компонента любой образовательной системы. К аналогичным выводам приходят и современные философы образования Н.П. Пищулин и Ю.А.Огородников при анализе онтологической сущности духовности и ее роли в образовании. К.И. Шилин известный востоковед, философ, педагог, анализируя процесс экологизации образования, называет его исторически фундаментальным для будущего, а экологическую культуру – культурой творчества жизни человеком. С этих позиций экологическая культура и педагогическая культура совпадают по целям и ценностям.

Мы пытаемся рассматривать проблему духовности в образовании под углом зрения, позволяющим выйти за пределы собственно педагогической методологии и осуществить социокультурный переход к анализу феномена экологической культуры. Этот переход позволяет более отчетливо увидеть тенденции, связанные с ориентацией на общечеловеческие ценности и экологизацию общественного сознания. Возникает осознание близости понятий «экологическая культура» и «цивилизация». Выстраивается иерархически подчиненная цепочка понятий: человеческая цивилизация – экологическая культура – экологическая педагогика – экологическое образование. При этом экологическая культура все более рассматривается как глобальное явление, формирующее «геоэкокультурное пространство», которое развивается посредством самоорганизации, отсекающей все пороговые значения системы как не соответствующие Универсуму (О.Н.Головко). Трансляция ценностей экологической культуры становится в этих условиях имманентным образовательным средством, определяет целевые ориентиры культуры, направляя ее на подчинение глобальным, всеобщим и взаимным интересам. Региональные экологические стратегии и интересы вынуждены считаться с наличием глобального экологического субъекта, подчиняться его более общим законам развития.

Эти замечания потребовались нам для того, чтобы показать, что сам процесс экологизации жизни общества, процесс становления экологической культуры отображает современную высокую социокультурную динамику и порожден саморазвитием, самоорганизацией системы духовной жизни общества. Методологические исследования в области теории деятельности, акмеологии мышления, управления, длительное изучение теории и практики экологического образования позволяют сделать вывод, что становление экологической культуры как новой системы ценностей, непротиворечиво, предельно соответствует «онтосу», Универсуму, Абсолюту. Это путь духовного возрождения человечества, восхождения к Духу как порождающему началу мира, общества, человека.

Следует пояснить, что представленный взгляд на эволюцию экологического знания не мог быть извлечен из опыта. В опытных фактах, взятых самих по себе, невозможно почерпнуть новые идеи. Их там нет. Это результат целенаправленных теоретико-методологических изысканий на стыке знаний от наук о Земле до социологии духовной жизни.

Это стало возможным благодаря активной работе коллектива ученых созданного в университете более десяти лет назад научно-исследовательского подразделения – «Центра технологий эколого-педагогического образования» (ТЭКО Центр). Коллектив успешно решает концептуальную задачу – разработка сущности феномена экологической культуры и механизмов ее творческой эффективной трансляции в образовательных системах.

Успешно реализованы разнообразные проекты, среди них международный: издание серии коллективных монографий «Экологическая культура мира» в алгоритме Россия плюс одна из стран мира. Изданы совместные книги с Германией, Беларусью, Югославией, Казахстаном, Сербией. Издано 5 книг серии «Культура мира: взгляд из России». ТЭКО Центр издает журнал «Экопедагогика» (серия «Вестники МГГУ им. М.А.Шолохова»), а совместно со Ставропольским филиалом вуза журнал «ЭКО: экология, культура, образование». ТЭКО Центр включен в перечень ведущих научно-педагогических школ страны, выполняет исследования по заказу Минобрнауки России, имеет награды ЮНЕСКО и Международной Академии наук. Ученые коллектива – лауреаты премии Правительства РФ в области образования. Ими опубликованы сотни статей, десятки монографий, на базе центра защищены докторские и кандидатские диссертации. Их кредо – экологическая культура – цель, ценность и смысл любой образовательной системы.

На этой экогуманитарной концептуальной базе в университете ведется подготовка специалистов-экологов (), созданы экологическое отделение в структуре биолого-географического факультета, кафедра экологии.

Как результат сотрудничества кафедры экологии и ТЭКО Центра создана концепция подготовки – специалиста-эколога на основе разработки и внедрения компетентностного подхода в организацию педагогического процесса. Укрупнение блоков учебного материала, дидактических единиц образовательного процесса, ценностно-ориентированный характер всего содержания образования – позволяют повысить эффективность подготовки специалистов. В исследовании и эксперименте удалось обосновать имманентный характер экологической компетентности не только при подготовке экологов, но и специалистов любого профиля, так как в центре экологической компетентности находится овладение экологической культурой, целостным мировоззрением, предельное соответствие онтосу (сущему) в любой деятельности.

Новый экогуманитарный парадигмальный подход позволяет совершенствовать педагогические технологии, создавать новые дидактические материалы, педагогические комплексы.

Так нами создан, апробирован в тех вузах и издан с грифом УМО учебный комплект «Экология: аудиторный парактикум» в пяти частях – рабочих журналах (коллектив авторов – С.Н. Глазачев, В.И. Косоножкин, Н.В. Каргаполов, О.С. Глазачев, А.В. Гагарин).

Структура комплекта:

1-я часть. Введение в экологию. Экосистема. Биогеоценоз;

2-я часть. Организм и среда. Экологические факторы;

3-я часть Биогеохимические циклы. Экологическая сукцессия. Экологическая оценка;

4-я часть. Глобальная экология. Геоэкология;

5-я часть. Экология человека.

Завершает комплект сборник материалов для педагога: «Ответы и решения. Контрольные вопросы.»

В работе находятся еще два журнала: «Социальная экология» и «Экопедагогика».

Представленный комплект не имеет аналогов, это новая генерация учебных материалов, где «в одной обложке» содержатся и материалы учебника, задачника, тесты для самопроверки, дополнительная и занимательна информация, литература.

Учебный материал студент может осваивать как под руководством педагога (при этом существенно уплотняется учебное время и повышается эффективность усвоения, востребуется субъектность личности студента), таки самостоятельно и даже в режиме дистанционного образования.

Мониторинг эффективности педагогического процесса при работе с комплектами непременно показывает повышение качества подготовки студентов.

Обладая таким научным и педагогическим потенциалом в области экологического образования коллектив ТЭКО Центра востребован сферой образования Москвы. Вот уже несколько лет мы сотрудничаем с учебно-методическим центром СВАО столицы.

Коллективными усилиями создана сеть экспериментальных площадок в округе, которые, восприняв ведущие идеи концепции экологической культуры, успешно формируют целостное мировоззрение как педагогов, так и учащихся. Система экологического образования СВАО признана лучшей среди округов столицы, на базе округа проводятся городские семинары по технологии трансляции экологической культуры, экологический фестиваль, издаются экологические вестники, сборники методических и экспериментальных материалов. Созданная «сеть» получила статус «городской экспериментальной площадки по разработке темы «формирование экологической культуры учащихся»».

Наличие в структуре нашего университета экологического гуманитарного ядра несомненно оказывает влияние на жизнь коллектива как единого организма, обогащая ее ценностными смыслами, духовно-нравственной ориентацией, высокими целями преодоления экологического кризиса.

Традицией университета стало проведение «Дней Земли» как массовой, разнообразной по форме эмоциональной социальной активности, личной причастности к судьбам планеты. В ее программе студенческая научная конференция, выпуск сборника творческих работ студентов «Экостудио», проведение круглых столов экологов и журналистов на актуальные темы: «Природа против войны», «Толерантны ли мы?», «Россия и Киотский протокол» и др. студентами посажены «Рябиновая аллея» и куртины клёнов. Непременным атрибутом акции является специальный экологический выпуск университетской газеты.

Даже такой беглый взгляд и схематический образ экогуманитарного ядра «ТЭКО Центр – кафедра экологии» позволяет сделать вывод, что он успешно реализует триединую функцию, без которой и не может состояться гуманитарный университет:

  • Осуществляется процесс экологизации образовательного пространства (среды) университета путем утверждения идей экологической культуры как имманентного компонента компетентности любого специалиста; успешно осуществляется подготовка специалистов-экологов;
  • Успешно разрабатываются научные теоретико-методологические основы экологической культуры, педагогические технологии ее реализации; результаты исследований востребованы практикой вуза и школы;
  • Реализуется социокультурная функция через участие в международных и российских конференциях, издание книг и статей, просвещенческую деятельность, тесное и многогранное сотрудничество с общественными организациями.

Казалось бы – многое делается, осмысленно, системно, на научной основе. Однако высокая динамика социокультурных процессов, вызовы современного цивилизационного развития предъявляют новые требования к университетскому образованию, к гуманитарному, в особенности. С экологических позиций, позиций экологической культуры, видны те противоречия и проблемы, которые требуют единения усилий естественников и гуманитариев, ученых и педагогов-практиков, философов и управленцев.

Обозначим некоторые из них, имея в виду детальное рассмотрение их в следующей публикации.

  • Живы и сегодня идеи Ч. Сноу о расчленении знаний на науки о природе и науки о культуре, для объединения которых «нет почвы». При этом возникают две культуры и два образа мышления. Классическое утверждение о том, что существует одна наука – история становления природы человеком – все еще не овладела умами даже образованных людей. Разрыв, провал между прагматизмом естествознания, которого оказывается недостаточно для объяснения, понимания и преобразования мира, и пластами гуманитарной культуры – искусством, литературой, мифологией, чувственным восприятием мира – возможно преодолеть только невероятным напряжением одухотворенного разума человека. Экологическая культура, становящаяся как гармоничное единство естественного и гуманитарного, обращенного к сущности человека, его духовности, помогают преодолеть этот разрыв, содействуя целостному восприятию мира на основе «принципа дополнительности» (В.М. Симонов).
  • Экологическая культура, ее ценности и смыслы, вносят иное понимание самого феномена образования – рассматривая образование как способ бытия человека, заместив целеполагание (образование для карьеры, для устойчивого развития и т.п.) ценностно-ориентированным принципом, утверждающим универсальные гуманитарные ценности: всеединство, самоценность человека и природы, его ценностного сознания как базы целостного мировоззрения. Вселенская ответственность, присущая философии русского космизма, учет в принятии решений всеобщих, взаимных и только затем индивидуальных интересов, альтруизм и экологическая аскеза – вытеснены из ценностей современного образования.
  • Формирование экогуманитарных ценностей предполагает создание такой аксеологической среды вуза, совокупности условий, обеспечивающих активность личности по присвоению универсальных экогуманитарных ценностей. В центре такой среды – субъект-субъектные взаимодействия педагога и студента, ориентация педагогического процесса не только на усвоение информации, а прежде всего на понимание явлений и процессов, на основе смыслотворчества, выстраивания целостной картины мира и осознания своего места в нем. Личность воспитывается личностью, поэтому успех, эффективность становления нравственных ценностей в личности студента во многом зависит от ценностного самоопределения педагога, чистоты его помыслов, душевной открытости и полноты духовной жизни. Экологизация образовательного процесса содействует становлению аксеологической среды вуза.
  • Либерализация общественного развития, свобода порой понимаемая как вседозволенность, свобода от морали, проникла и в среду образования. Происходит «расчеловечивание» человека (Ф. Достоевский), его нравственное падение, утрачивается ответственность за свои поступки. Экологическая культура имеет своим стержнем возрастание, выращивание ответственности за себя, за ближайшее окружение, возвышая эту ответственность до космического звучания. «Вселенная – это мир, в который вселяется человек, принимая на себя ответственность за все, что живет» (Н. Федоров).
  • Экогуманитарная парадигма в мышлении и образовании позволяет видеть перспективы в развитии общества, предвидеть будущее, изменить алгоритм современного мышления с «здесь и сейчас» на «всегда и везде». С этим приходит осознание того, что человеческая цивилизация исчерпала возможности развития по пути части целого. Предстоит перейти на новую модель развития части в целом, изменить, выстроить новый общест-венный договор, основанный на системе ценностей, в центре которой осознание человече-ством себя как коллективного субъекта биосферы, призванного выполнить высокую миссию сохранения жизни на планете Земля. При этом необходимо глубоко осознать неизбежность формирования экологического сознания общества и личности, помня слова великого А.Эйнштейна: «Мы не можем решать проблемы, находясь на том уровне сознания, на котором их создали».

Автор надеется, что эти и другие проблемы экогуманизации образования могут оказаться предметом обсуждения на страницах журнала, возрождая традицию использования дискуссии не только как средства обмена информацией, но и способы получения новых знаний и ценностей.

Помощь Новости