Экологическое образование
2009-04-05 20:17Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Словарь
Основная форма: | экологическое образование |
Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей – или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.
Необходимо:
- научиться экономить любые природные ресурсы вне зависимости от того, дефицитны они или нет;
- заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности, принимая во внимание не только очевидные, но и самые невероятные;
- сменить гигантоманию на парадигму тотальной миниатюризации – поиска технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты;
- привыкнуть платить за то, что тебе лично уже совсем не нужно. Например, за утилизацию отходов;
- в полной мере ощущать личную ответственность за любые нарушения правил рационального природопользования.
Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны. Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких. Можно с уверенностью считать, что средняя продолжительность жизни россиян была бы в тех же условиях на 10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические и медицинские базовые знания занимают важное место.
Междисциплинарность экологического образования
Экология в течение ХХ в. испытала ни с чем не сравнимое развитие, по мере которого из частной биологической дисциплины она превратилась в меганауку, включающую вопросы как всех естественных наук, так и большинства гуманитарных. Чрезвычайно высокий уровень междисциплинарности затрудняет понимание экологии без владения знаниями разнообразных наук. Кроме того, междисциплинарность означает, что существует множество вопросов, которые находятся на стыке наук и недостаточно рассмотрены каждой из них. Поэтому экологическое образование требует согласования в преподавании различных учебных дисциплин, введения в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологических проблем, и в то же время разработки ряда специальных курсов для изучения и практического освоения междисциплинарных вопросов.
Роль населения в решении экологических проблем и обеспечении экологической безопасности
Необходимость экологических знаний для обеспечения личной безопасности
Право на информацию о потенциальной экологической опасности
Тбилисская декларация
Тбилисская декларация - декларация, принятая на Первой межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды, проходившей в Тбилиси с 14 по 26 октября 1977. В Т. д. отмечается огромная роль образования по вопросам окружающей среды в деле сохранения и улучшения окружающей среды, а также в здоровом и сбалансированном развитии всего человечества. Согласно Т.б., образование, использующее результаты науки и техники, должно играть ведущую роль в осознании проблем окружающей среды, способствовать установлению рационального отношения к природным ресурсам. Рекомендации Т. д. эквивалентны плану действий по развитию образования в области окружающей среды на национальном, региональном и международном уровнях.
Список вузов, осуществляющих подготовку по экологическим и смежным специальностям
Литература
[2] | Непрерывное экологическое образование - проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции |
Ссылки на эту статью:
Роль экологического образования в устойчивом развитии туристской индустрии Байкальского региона Экология в гуманитарном университете Содержание экологического образования Концепция устойчивого развития в образовательных программах Необходимость экологических знаний для обеспечения личной безопасности Роль населения в решении экологических проблем и обеспечении экологической безопасности Семантическое ядро Тбилисская декларация в области окружающей среды Экологический факультет Российского Университета Дружбы НародовВложено:
Специальное экологическое образование возникло в нашей стране с некоторым опозданием. Примерно 30 лет тому назад казалось, что подготовить квалифицированного специалиста, сочетающего достаточные познания по множеству фундаментальных дисциплин, невозможно. Поэтому возобладала концепция профильной подготовки специалистов отдельно по биологии, геологии, химии, праву и т.д. В университетах в структуре традиционных факультетов появились соответствующие кафедры. В середине 1980-х годов для инженерных вузов была введена специальность "Охрана окружающей среды". Однако решение многочисленных экологических проблем требовало универсальных специалистов, достаточно хорошо разбирающихся как в естественно-научных, так и в социально-экономических вопросах. Инженерных или узкоэкологических подходов для этого было явно недостаточно.
В русском языке наряду с понятием "экологическое образование" используют и другие названия, такие, как "природоохранное образование", или "энвайронментальное образование". В общем виде прикладное экологическое образование включает:
1) изучение возможных неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности для природы и самих людей;
2) обучение населения способам уменьшения негативных последствий антропогенных воздействий;
3) изучение самой экологии как одной из фундаментальных основ рационального природопользования.
В истории разных государств были периоды увлечения соблюдением государственной секретности. Полученный исторический опыт убеждает, что выгода от чрезвычайных мер была значительно ниже прилагаемых усилий, так как неприятель, как правило, обладал не меньшими возможностями для того, чтобы выведать необходимые ему государственные тайны. А собственное население чаще всего становилось заложником высших государственных интересов. Так было и в Советском Союзе, например, при производстве и испытании атомного оружия.
Фундаментальные права любого человека включают право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, защиту чести и достоинства, свободу мысли и убеждений, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения и поселения, право на медицинскую помощь, получение бесплатного среднего образования и ряд других гражданских, политических, экономически и социальных прав.
Важной задачей экологического образования является возможность населения контролировать и обнаруживать экологические нарушения. Без участия населения невозможно решение общегосударственных задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Казалось бы, государственные инспекции при поддержке соответствующих законов должны самостоятельно справиться с поставленными задачами, однако это не так.
В случаях, когда негативный результат наступает очень быстро, опасность очевидна. Чем больше времени проходит между действием и ответной реакцией, тем сложнее распознать причину беды. Запаздывание реакции называется «латентным эффектом». Так, у человека между заражением инфекцией и ее проявлением может пройти несколько дней и даже недель. В таком случае трудно вовремя распознать болезнь и начать ее лечить. Ученые, открывшие радиоактивные элементы, еще не знали об опасности, которую они представляют для здоровья. Большинство экологических опасностей также проявляется лишь с течением времени, и поэтому узнать о них на основании собственного опыта практически невозможно. Надо овладеть многообразными и не всегда простыми знаниями, чтобы научиться осознанно избегать потенциальной опасности.