Green Future
Экологическое образование Открытость экологической информации. Список вузов, осуществляющих подготовку по экологическим и смежным специальностям

Содержание экологического образования

Редакция  2009-04-08 19:45

В русском языке наряду с понятием "экологическое образование" используют и другие названия, такие, как "природоохранное образование", или "энвайронментальное образование". В общем виде прикладное экологическое образование включает:

1) изучение возможных неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности для природы и самих людей;

2) обучение населения способам уменьшения негативных последствий антропогенных воздействий;

3) изучение самой экологии как одной из фундаментальных основ рационального природопользования.

В современном понимании содержание полного экологического образования должно включать следующие разделы:

• основные сведения по общей экологии (реакции организмов,популяций и сообществ на факторы внешней среды, а также внутрипопуляционные процессы и закономерности развития сообществ);

• учение о биосфере, круговороте веществ, эволюции биосферы;

• демографические закономерности роста численности человечества;

• основные этапы эволюции хозяйственной деятельности человечества;

• знакомство с основными научными прогнозами дальнейшего развития человечества в связи с ограниченностью природных ресурсов и опасностью снижения устойчивости биосферы в результате значительного антропогенного нарушения природных механизмов саморегуляции, уменьшения биологического разнообразия;

• анализ проблемы исчерпаемости невозобновимых ресурсов, возможностей ресурсосберегающих технологий;

• энергетические ресурсы и проблема глобального изменения Климата Земли в результате дальнейшего увеличения энергопотребления; стратегия экономии энергии;

• проблема загрязнения окружающей среды, неблагоприятной воздействия на экосистемы и здоровье людей; способы снижения загрязнения окружающей среды; малоотходные технологии;

• законодательные, экономические и организационные методы предотвращения экологического кризиса и обеспечения экологической безопасности;

• значение международного сотрудничества, образования и просвещения, участия общественности и роль каждого человека в решении экологических проблем;

• концепция устойчивого развития человечества, гармоничного сочетания экономического роста, экологической устойчивости и социального благополучия.

Все перечисленные выше разделы экологического образования выстроены в строгой логической последовательности так, что каждый следующий опирается на предыдущие и отвечает на возникающие в ходе обучения главные вопросы. Например, для выяснения характера и силы воздействия человечества на биосферу необходимо прежде всего иметь ясные представления о закономерностях изменения численности народонаселения. Затем о скорости исчерпания природных ресурсов по мере развития человечества. Потом отдельно о возможных запасах энергетических ресурсов, благодаря которым можно в значительной мере компенсировать недостаток того или иного материального ресурса. После этого возникает вопрос о трансформации потребляемых ресурсов в отходы и их воздействии на живое. Пытаясь получить затем ответы на вопросы: что делать? как сохранить ресурсы, избавиться от опасных загрязнений, обеспечить экологическую безопасность, устойчивость биосферы? — перейдем к организационным, экономическим и правовым аспектам совершенствования природопользования.

Порядок и основное содержание экологического образования структурировались постепенно и параллельно в разных странах на протяжении последних сорока лет. В России экологическое образование осуществляется комплексно — через различные дисциплины, имеющие прямое отношение к изучению природы и всевозможных воздействий на нее. Соответствующие разделы после долгих дискуссий были включены в программы курсов природоведения, биологии, географии, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и др. Положительный эффект экологическое образование имеет при условии дополнения теоретического обучения практическими занятиями с целью навыков повседневного самоконтроля и умеренного использования природных ресурсов, электроэнергии, сельскохозяйственных и промышленных продуктов.

В процессе экологического образования приходится преодолевать барьер традиционного расточительного (потребительского) стиля жизни и активного ухода от коллективной ответственности за опасные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Экологическое образование не ограничивается естественно-научными и техническими аспектами, а включает разнообразные гуманитарные вопросы: права человека, ответственность перед будущими поколениями, выбор приоритетов в жизни, отношение к другим живым существам и др.

В ряде стран, например в США, существуют специальные законы, регламентирующие и поддерживающие экологическое образование. В России теоретическим аспектам развития экологического образования уделяется много внимания: существуют специальные программы, публикуется учебная литература, проводятся экологические олимпиады для школьников, специальные конференции, общественные акции; издаются журналы "Вестник экологического образования в России" и "АсЭко". Разработаны образовательные стандарты подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. Во многих вузах созданы кафедры соответствующей направленности. Тем не менее экологическое образование все еще находится в начальной стадии развития. Ни общество в целом, ни новая генерация молодежи в России еще не имеют ясного представления о необходимых правилах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, хотя в передовых странах эта цель уже достигнута. В России надо активнее готовить квалифицированные кадры преподавателей и подробнее разрабатывать учебные программы, особенно в части практического применения полученных знаний. Каждый человек должен отчетливо понимать:

• как своими действиями он может способствовать целенаправленному сохранению (или же неосознанному разрушению) природного равновесия, начиная со своего жилища и заканчивая всей биосферой;

• как надо действовать при возникновении экологической опасности и какие нормы должны соблюдать те организации, которые имеют дело с потенциально опасными веществами;

• кто ответственен за обеспечение экологической безопасности в стране, регионе, округе.

Одного экологического образования для этого недостаточно, так как надо единовременно научить правильно действовать все население страны. Для этого используют все формы передачи важной информации, стремясь просветить население и способствовать росту его экологической сознательности.

Источник: .

Ссылки на эту статью:

Экологическое образование
Помощь Новости